![](/images/emp.gif)
Эти две отрасли оборонного комплекса решение о национализации и консолидации активов государством также не обошло стороной. Но если в отношении производства средств ПВО все было реализовано так, как задумано, то в судостроении неожиданно произошел сбой. На сегодняшний момент эта отрасль оказалась единственной из намеченных к национализации, в которой частному сектору удалось отбиться и остаться частным*.
ПВО: частный бизнес не у дел ![](/images/emp.gif)
Даже в этой сверхчувствительной сфере в 90-е годы частному бизнесу удалось занять существенное место. И речь идет не о чем-нибудь, а о российском экспортном хите - системе дальнего действия С-300ПМУ, основным разработчиком которой было НПО "Алмаз". Это произошло благодаря двум факторам: специфике отрасли и времени. Специфика отрасли состояла в том, что в СССР в производстве систем ПВО не существовало понятия "головное предприятие", каковым в авиастроении естественным образом выступает сборочный завод. Поэтому возник достаточно сложный вопрос - кто будет выполнять функцию организатора кооперации, особенно непростую в условиях распада хозяйственных связей в первые постсоветские годы. Что же касается специфики времени - тут все ясно. Кто и как сможет организовать процесс финансирования всех предприятий, участвующих в кооперации, при том что структур, способных качественно обслуживать экспортные контракты, не так много, импортеры не всегда вовремя выполняют свои обязательства, в стране высокая инфляция и никаких гарантий, что деньги, пришедшие на предприятие, будут использованы по назначению, нет?
![](/images/emp.gif)
По отношению к системе С-300ПМУ претенденты на описанную работу нашлись быстро. Это компания "Оборонительные системы" (первое название "Волхов. Оборонительные системы") и ОНЭКСИМбанк. Оба входили в возглавляемый Владимиром Потаниным "Интеррос", что было немаловажно, поскольку, во-первых, "Интеррос" создавался выходцами из советской внешней торговли, а во-вторых, в 90-е годы был одной из самых крупных и приближенных к власти бизнес-групп в стране.
![](/images/emp.gif)
"Оборонительные системы", тем не менее, оказались достаточно осторожны и не пытались приватизировать производящие предприятия. А может быть, их туда не пустили. Так или иначе, в собственность "Оборонительных систем" перешли только не очень крупные Московский радиотехнический завод и ОКБ "Кунцево".
![](/images/emp.gif)
Даже кризис 1998 года лишь незначительно ослабил позиции "Оборонительных систем". Место погибшего ОНЭКСИМбанка занял его наследник Росбанк, а кроме того, в "Интеррос" пришел один из ключевых в ельцинской команде людей в области ВТС - Борис Кузык. Под его началом в структуре "Интерроса" был создан дивизион "Новые программы и концепции", объединивший активы, имеющие отношение к ВПК.
![](/images/emp.gif)
Но времена менялись. Выстраивалась финансовая система внутри страны. Получить кредит под имеющийся заказ стало делом техники. Услуга по качественному обслуживанию внешнеторговых контрактов перестала быть дефицитной. А главное - государство и в этой подотрасли взяло курс на консолидацию всех разработчиков и производителей систем ПВО в единую структуру. Планов такой консолидации сразу же возникло несколько. Согласно одному из них, ее центром должны были стать именно "Оборонительные системы". Этот вариант в 2000-2001 годах продвигал тогдашний куратор ВПК вице-премьер Илья Клебанов. Но против него выступило прежде всего руководство НПО "Алмаз" и его традиционный еще с советских времен конкурент концерн "Антей". Производственники решили забыть старые счеты и объединяться без посредников. В итоге этот вариант был поддержан властью, и весной 2002 года президентом был подписал указ о создании ОАО со стопроцентным госучастием "Концерн ПВО "Алмаз-Антей"".
![](/images/emp.gif)
Этот концерн объединил всех российских разработчиков и производителей зенитно-ракетных комплексов войск ПВО, ВМФ и сухопутных сил, а также наземных радиолокационных систем.
![](/images/emp.gif)
Естественно, все задачи по организации кооперации по своим основным изделиям созданная структура могла и должна была решать самостоятельно. "Оборонительные системы" практически оказались не у дел. На сегодняшний день, похоже, единственное серьезное дело, которое у них осталось,- контракты на модернизацию старых советских систем ПВО С-125 "Печора". Понятно, что для крупного частного бизнеса пустая структура интереса не представляла. И в 2003 году "Оборонительные системы" были проданы "Оборонпрому".
![](/images/emp.gif)
Создание самого концерна "Алмаз-Антей" специалистами оценивается положительно. Иметь две конкурирующие структуры в производстве средств ПВО - по-видимому, слишком дорогое удовольствие для России. Кроме того, уже продемонстрирован весомый практический результат - российские вооруженные силы успешно испытали новый ракетный комплекс С-400, который "Алмаз" не мог самостоятельно довести в течение уже многих лет.
Судостроение: счастливое исключение ![](/images/emp.gif)
Российское надводное судостроение - как военное, так и гражданское - прошло значительный путь рыночной трансформации. Ряд заводов и особенно НИИ КБ, естественно, остались в руках государства. Но одновременно возникли и достаточно крупные частные структуры - вполне устойчивые и работоспособные. Что касается подводного судостроения, то оно никак не было затронуто приватизацией.
![](/images/emp.gif)
Наиболее значимых частных судостроительных структур три. Во-первых, связка "Северная верфь" и "Балтийский завод", контролируемая основным владельцем Межпромбанка и "Объединенной промышленной корпорации" Сергеем Пугачевым. Во-вторых, компания "Морские и нефтегазовые проекты" (МНП, ранее являвшаяся дивизионом "Объединенных машиностроительных заводов" Кахи Бендукидзе, но затем выкупленная менеджментом). В нее входят "Красное Сормово", "Сормовское машиностроение", "Нижегородский теплоход", Волго-Каспийское ПКБ (все - Нижний Новгород), Волгоградский судостроительный завод и Волгоградский завод спецмашиностроения. В-третьих, компания "РР - Морские и нефтегазовые проекты", включающая расположенные в Астрахани заводы "Астраханский корабел", "Лотос" и завод имени III Интернационала, а также КБ "Астрамарин" и "Вымпел" (Нижний Новгород).
![](/images/emp.gif)
Среди отдельных заводов отметим судостроительную фирму "Алмаз" в Санкт-Петербурге, совладельцами которой являются известные петербургские группы "Ленстройматериалы" и "КИТ Финанс", а также Выборгский судостроительный завод, основные собственники которого - физические лица, связанные с банком "Россия".
![](/images/emp.gif)
Особняком стоит Концерн средне- и малотоннажного судостроения (КСМС), организованный Межрегиональным инвестиционным банком и возглавляемый бывшим начальником департамента экспорта военно-морской техники "Росвооружения" Михаилом Хейфицем. В его состав входят Амурский судостроительный завод, судостроительный завод "Вымпел", Казанский электротехнический завод и прибалтийский завод "Янтарь" (Калининград), крупные или контрольные пакеты акций которых находятся в государственной собственности.
![](/images/emp.gif)
Общее состояние отрасли можно сравнить с состоянием авиастроения, каким оно было несколько лет назад. Отечественные корабелы имеют определенный поток экспортных заказов - главным образом военных,- с которым пока успешно справляются, а также удовлетворяют потребности очень маленького, по современным понятиям, внутреннего рынка. Вместе с тем на мировом рынке крупных гражданских судов - самом емком и перспективном - российские производители практически не присутствуют, и, если ситуация не изменится, шансов выхода на него у России почти не остается. Прорыв возможен при сочетании двух обстоятельств: правильный выбор рыночной ниши и строительство новых, современных верфей, значительно более крупных, чем существующие.
![](/images/emp.gif)
Выбор государства - снова консолидация. В течение 2005-2006 годов обсуждались различные принципы и варианты, весной 2007 года решение было найдено. Оно оказалось совсем не таким, как в авиастроении. Было решено объединять лишь государственные активы, причем по региональному принципу. В соответствии с указом президента и постановлениями правительства формируется Объединенная судостроительная корпорация (ОСК), в рамках которой будет три центра: Западный, Северный и Дальневосточный. В ОСК войдут все НИИ, КБ и заводы, контролируемые государством, а также находящиеся в федеральной собственности пакеты акций в частных предприятиях.
![](/images/emp.gif)
Важнейшие производственные предприятия, входящие в Западный центр судостроения,- "Адмиралтейские верфи", Средненевский судостроительный завод (оба в Санкт-Петербурге) и "Янтарь" (Калининград). Северный центр судостроения и судоремонта будет создан на основе заводов города Северодвинска Архангельской области - "Северное машиностроительное предприятие" и "Звездочка" - в настоящее время специализирующихся на подводных лодках. Ключевые структуры Дальневосточного центра судостроения и судоремонта - Хабаровский судостроительный завод и дальневосточный завод "Звезда" (Большой Камень, Приморский край). В капитал Западного центра будут внесены принадлежащий государству блокирующий пакет "Северной верфи" и миноритарный "Красного Сормова", в капитал Дальневосточного - миноритарный пакет Амурского судостроительного завода.
![](/images/emp.gif)
Как видим, частников практически не тронули. Но, на наш взгляд, по совершенно разным причинам. Заводы, расположенные на волжских берегах, просто не нужны для решения основной задачи, стоящей перед ОСК,- прорыва на мировой рынок гражданских морских судов. То же самое можно сказать о небольшом петербургском заводе "Алмаз". Выборгский судостроительный завод сейчас находится под контролем весьма влиятельной и близкой к власти бизнес-группы, но, что еще более важно, он, скорее всего, будет в течение долгого времени занят в важнейшем для "Газпрома" Штокмановском проекте. Формально проигравшим оказался КСМС, из которого вынули важнейший для его бизнеса завод "Янтарь". Но, во-первых, контрольный пакет его акций всегда находился в федеральной собственности, а во-вторых, глава КСМС Михаил Хейфиц давно уже заявляет о том, что готов отдать государству хоть все свои заводы, оставшись в сформированной с их участием структуре миноритарным акционером и, по возможности, руководителем.
![](/images/emp.gif)
Совсем по-другому обстоит дело с "Северной верфью" и "Балтийским заводом". Эти предприятия очень пригодились бы Западному центру: и по экономической, и по производственной логике они должны были бы стать его производственным ядром.
![](/images/emp.gif)
По официальной версии, переговоры о покупке государством этих активов велись, но Межпромбанк от продажи отказался. Получается, что задуманный Кремлем проект общенационального значения споткнулся о кремлевские же связи владельца Межпромбанка Сергея Пугачева.
![](/images/emp.gif)
Сейчас у него действительно есть все основания стоять насмерть. Дело в том, что начал реализовываться вынашиваемый много лет проект переноса мощностей "Балтийского завода" на площадку "Северной верфи". В результате будет высвобождена значительная территория на "золотом" Васильевском острове, которую предполагается использовать для девелоперских проектов того же Межпромбанка, стоимость которых оценивается как минимум в сотни миллионов долларов. А после того, как перенос будет завершен и права собственности на землю зафиксированы, государству можно будет пойти навстречу. Если этот вариант будет успешно реализован, Сергей Пугачев, которого СМИ не раз представляли "великим и ужасным", на сей раз докажет, что это действительно так. Впрочем, мы бы не торопились с окончательными выводами - немало бизнесменов претендовало на роль самых крутых, и где они теперь?
![](/images/emp.gif)
Справка
Руководимая Борисом Кузыком компания "Новые программы и концепции" предполагала стать ключевым игроком в производстве систем ПВО, но в итоге частный бизнес из этого сектора был вытеснен
Глава КСМС Михаил Хейфиц неоднократно заявлял о своей готовности отдать государству свои активы в судостроении
Сергею Пугачеву удалось то, что давно уже не удается никому из российских предпринимателей. Он воспрепятствовал планам Кремля по национализации целой отрасли судостроения