![](/images/emp.gif)
ФГУП "Рособоронэкспорт" вчера впервые заявило, что готово расстаться с контролем над АвтоВАЗом. Госпосредник по экспорту вооружений хочет оставить себе блокпакет завода, поделив остальные 75% его акций в равных долях между западным автоконцерном, российским металлургом и фондовым рынком. Металлургу - Алексею Мордашеву или Алишеру Усманову - "Рособоронэкспорт" отводит роль финансового донора АвтоВАЗа, который предоставит заводу деньги на текущие проекты.
![](/images/emp.gif)
Вчера гендиректор ФГУП "Рособоронэкспорт", глава совета директоров АвтоВАЗа Сергей Чемезов рассказал, как он представляет себе будущий акционерный капитал АвтоВАЗа. По словам топ-менеджера, "Рособоронэкспорт" оставит себе не более блокпакета акций завода, а остальное планируется продать. В частности, 25% акций АвтоВАЗа будет предложено одному из технологических партнеров - либо итальянскому Fiat, либо французскому Renault. "Не более блокпакета", по словам господина Чемезова, может достаться владельцам российских меткомбинатов - собственнику ОАО "Северсталь" Алексею Мордашову или владельцу "Металлоинвеста" Алишеру Усманову. Оставшиеся акции АвтоВАЗа (25-30%) будут в свободном обращении. Представители господ Мордашова и Усманова вчера от комментариев отказались.
![](/images/emp.gif)
"Рособоронэкспорт" впервые подтвердил, что готов расстаться с контролем над АвтоВАЗом. Весной "Рособоронэкспорт" обещал получить 75% плюс одну акцию АвтоВАЗа после ликвидации перекрестной структуры собственности завода (пока 66,5% голосующих акций завода принадлежит его же дочерним обществам). Сергей Чемезов и раньше не исключал продажи части бумаг АвтоВАЗа концернам Renault и Fiat или российским металлургам, но никогда не упоминал имен и не говорил, что акции будут предложены всем сразу и в равных долях.
![](/images/emp.gif)
Обнародованная господином Чемезовым схема расходится с планами нового президента группы АвтоВАЗ, члена совета директоров завода Бориса Алешина по консолидации вокруг завода российского автопрома. В сентябре господин Алешин говорил, что считает правильным объединение АвтоВАЗа с КамАЗом и ГАЗом, хотя позднее пояснял, что консолидация "того же АвтоВАЗа и КамАЗа не обязательно предполагает доминирующее акционерное участие одного партнера в другом". Глава АвтоВАЗа считает, что заводы, к примеру, могли бы создать СП по выпуску штампованных деталей кузова или других компонентов, чтобы снизить общие издержки в этом производстве. При этом КамАЗ мог бы стать миноритарием АвтоВАЗа или наоборот. Комментировать вчерашние заявления Сергея Чемезова господин Алешин отказался.
![](/images/emp.gif)
С помощью Renault или Fiat АвтоВАЗ надеется развивать модельный ряд. "Северсталь" или "Металлоинвест", в свою очередь, могут дать заводу гарантии поставок металла - более веских причин для сделки с ними Сергей Чемезов не привел. Но уже сейчас, по оценкам ИФК "Солид", доля "Северстали" в общих закупках АвтоВАЗа достигает 43,3%. Поэтому когда возникла сама идея продать часть акций АвтоВАЗа металлургам, аналитики говорили, что действующий топ-менеджмент "вообще не понимает, что делать с заводом".
![](/images/emp.gif)
Впрочем, считает Алексей Алешкин из "Солида", АвтоВАЗу может быть интересен не металл, а "финансовые ресурсы акционеров 'Северстали' и 'Металлоинвеста'". Источник Ъ в руководстве АвтоВАЗа подтвердил, что "металлурги могут выступить как портфельщики и дать денег на наши проекты". Сергей Чемезов оценил вчера АвтоВАЗ в $4 млрд (близко к рыночным котировкам), то есть блокпакет завода стоит $1 млрд. "Где еще можно быстро взять $1 млрд, скажем, на проект с канадской Magna по разработке новой машины класса С? У банков сейчас проблемы с американской ипотекой, нефтяникам и газовикам мы неинтересны,- поясняет источник на АвтоВАЗе.
А металлурги после неудавшейся международной экспансии сидят на серьезных деньгах, которые не работают. За рубежом им вряд ли дадут что-то купить, а в России еще остались объекты для вложений ценой от $1 млрд".
![](/images/emp.gif)
С этим мнением согласен Михаил Пак из ИФД "КапиталЪ", который напоминает, что Алексей Мордашов намерен потратить более $1 млрд на другую покупку в российском машиностроении - контрольный пакет ОАО "Силовые машины" (выпускает турбины и генераторы для энергетики). Господин Пак отмечает, что ситуация у этого актива "не менее сложная, чем у АвтоВАЗа" (итоги "Силовых машин" по МСФО за 2006 год оказались самыми плохими за всю историю компании). Но, оговаривается эксперт, сравнивать "Силовые машины" и АвтоВАЗ напрямую некорректно: продукция "Силовых машин" конкурентоспособней и у компании уже есть технологический партнер в лице концерна Siemens.