Власти ЮАР озабочены тем, что на внутреннем рынке стальной продукции существует монополист — Arcelor Mittal. До недавнего времени доминирование этой компании в регионе мало волновало правительство страны, но недавно Arcelor Mittal начала злоупотреблять монопольным положением, за что и была оштрафована на 96 млн. долларов. ![](/images/emp.gif)
Не слишком надеясь на профилактическое воздействие финансовых санкций, правительство ЮАР пришло к выводу, что эффективно противостоять монополии может только сильный конкурент. В этом плане рассматривается возможность строительства в стране металлургического комбината индийской компании Tata Steel мощностью 5 млн. тонн в год, что, примерно, соответствует годовой производительности Arcelor Mittal SA. Правда, “узким моментом” этого проекта является снабжение планируемого завода сырьем. Завод транснациональной корпорации имеет долгосрочный контракт с ведущим поставщиком железной руды в ЮАР компанией Kumba, причем, по очень низким ценам. Сомнительно, чтобы Tata Steel смогла бы получить от кого-то столь же благоприятные условия.
![](/images/emp.gif)
Между тем, группа Arcelor Mittal совершила очередное поглощение — на этот раз, контрольного пакета (51%) турецкого металлотрейдера Rozak. При этом, руководство транснациональной группы рассчитывает только за счет расширения уже действующих предприятий до 2012 года расширить свои мощности на 23 млн. тонн — до 131 млн. тонн в год. Реальный же показатель будет еще больше за счет строительства новых предприятий с нуля и приобретений.
![](/images/emp.gif)
Между тем, завершение строительства нового завода может несколько изменить обстановку на рынке стальной продукции в Восточном Средиземноморье. Иорданская компания Jordan Steel в рамках совместного предприятия с группой палестинских инвесторов ввела в строй сталеплавильный завод мощностью 250 тыс. тонн в год. В перспективе предусматривается его расширение до 360 тыс. тонн в год. Предприятие, получившее название Consolidated Jordanian Iron and Steel Company, будет снабжать полуфабрикатами Jordan Steel, ежегодно выпускающую 200 тыс. тонн арматуры и другого сортового проката. Теперь, очевидно, Иордания станет импортировать меньше заготовок, но зато будет нуждаться в поставках металлолома.
![](/images/emp.gif)
Наконец, важное событие произошло в Китае. Правительство страны с 15 сентября полностью отменило возврат НДС экспортерам стальной продукции (до этого поставщики холоднокатаных рулонов и оцинкованной стали могли получить обратно 5% из 17%-го налога), а также подняло на 5 п.п. экспортные пошлины на полуфабрикаты и готовый прокат. Так, заготовки и слябы теперь облагаются 20%-ным тарифом, сортовой прокат — 15%-ным, а горячекатаные рулоны — 10%-ным. Ожидается, что эта мера приведет к дальнейшему сокращению объемов экспорта стали.
![](/images/emp.gif)
Кроме того, китайские власти отчитались о закрытии в этом году по экологическим соображениям металлургических предприятий совокупной мощностью 9,7 млн. тонн чугуна и 8,7 млн. тонн стали в год. Это составляет, примерно, 40% от годового задания. Всего до 2010 года правительство страны планирует закрыть заводы, выпускающие в год до 100 млн. тонн чугуна и стали, и благодаря этому сэкономить ценные сырьевые ресурсы и уменьшить выбросы вредных веществ в атмосферу.
Дракон поднимается ![](/images/emp.gif)
Увеличение ставки экспортных пошлин ни в коей степени не было сюрпризом для китайских металлургов, поэтому еще до официального вступления в силу новых правил они начали взвинчивать экспортные цены, чтобы компенсировать дополнительные затраты, составляющие порядка 25-30 долларов за тонну. В последнее время китайцы поднимают цены по всему сортаменту продукции, пользуясь тем, что из-за высоких затрат на доставку позиции конкурентов из СНГ и Латинской Америки в восточноазиатском регионе существенно ослаблены.
![](/images/emp.gif)
Ближе к середине сентября китайцы предлагали заготовки и слябы по 565-575 долларов за тонну C&F, а стоимость арматуры при поставках в Южную Корею достигла 580-600 долларов за тонну C&F. О горячекатаных рулонах пока что говорить трудно, так как торговля ими не очень активна, но экспортерами уже озвучивались цены порядка 620-630 долларов за тонну FOB.
![](/images/emp.gif)
Пожалуй, именно в сегменте листового проката шансы китайцев на получение желаемых цен наиболее проблематичны. В сентябре корейские и японские компании все еще продают горячий прокат по 530-560 долларов за тонну FOB, а на четвертый квартал даже самые радикально настроенные производители из Юго-Восточной Азии считают пределом мечтаний 600-610 долларов за тонну C&F.
![](/images/emp.gif)
В то же время, на рынках полуфабрикатов и длинномерного проката позиции китайцев более прочны. Разве что по арматуре они могут испытывать конкуренцию со стороны тайванских компаний, предлагающих данную продукцию в Корею несколько дороже 595 долларов за тонну C&F. В то же время, заготовки и слябы из СНГ могут стоить в Восточной Азии не менее 570-580 долларов за тонну C&F, а бразильские слябы доходят в цене до 600 долларов за тонну C&F.
![](/images/emp.gif)
Правда, бразильцы могут скинуть цены. Их переговоры с американскими прокатными компаниями проходят не слишком удачно. Потребители готовы платить за полуфабрикаты не более 500 долларов за тонну FOB. В США наблюдается избыток предложения стальной продукции, а некоторые крупные американские производители, которые уже поставляют в Европу горячий прокат, начали предлагать на экспорт даже слябы по 460-480 долларов за тонну FOB. Цены на готовый плоский прокат в США немного сдвинулись вверх, но по-прежнему находятся в интервале 500-530 долларов за короткую тонну (907 кг) ex-works.
![](/images/emp.gif)
Достаточно стабилен и европейский рынок, для которого тоже актуальна проблема излишков. Из-за рекордного роста курса евро по отношению к доллару цены в регионе сейчас очень высоки (например, средняя стоимость горячекатаных рулонов составляет 670 долларов за тонну ex-works). Как полагают специалисты, в четвертом квартале цены как на плоский, так и на длинномерный прокат в ЕС существенно не изменятся.
![](/images/emp.gif)
Не могут пока рассчитывать на заметный рост и экспортеры из стран СНГ. Некоторые из них смогли в сентябре немного повысить цены на листовую сталь, доведя стоимость горячекатаных рулонов до 550-600 долларов за тонну FOB, но заготовки по-прежнему котируются на уровне 510-520 долларов за тонну FOB, а сорт — 560-580 долларов за тонну FOB. На рынках Средиземноморья и Персидского залива, куда идет значительная часть продукции из России и Украины, спрос снизился из-за наступления Рамадана, а объем предложения высок вследствие действий конкурентов из Турции и даже Бразилии.
Объективная реальность ![](/images/emp.gif)
Цены на железную руду на спотовом рынке сделали еще один шажок вверх. Стоимость индийского 63,5%-го концентрата при поставках в Китай достигла 150-155 долларов за тонну CIF. Фактически, прибавка составляет около 5 долларов за тонну в неделю на протяжении вот уже около двух месяцев.
![](/images/emp.gif)
Безусловно, в этом подъеме цен “виноват” непрерывный рост тарифов на фрахт. Доставка тонны руды из Бразилии в Китай уже обходится дороже 70 долларов за тонну а из Индии — примерно в 40 долларов за тонну. Однако это только одна из причин, причем, наверное, не самая важная. Некоторые китайские специалисты прямо обвиняют экспортеров руды в искусственном вздутии цен посредством сдерживания поставок, в то время как сами производители указывают на фрагментарность китайского рынка ЖРС, недостаточно быстрое расширение мощностей железорудных ГОКов и ограниченность транспортных возможностей. По некоторым данным, только в австралийских портах простаивают в ожидании погрузки несколько десятков судов и столько же ждут в Китае очереди на выгрузку.
![](/images/emp.gif)
Не помогает пока даже сокращение китайского импорта сырья. В августе его объем составил 29,3 млн. тонн, что на 12,9% меньше, чем в июле. За восемь месяцев в Китай было поставлено 250,8 млн. тонн ЖРС, прирост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизился до 14,5%. Однако одновременно уменьшаются и запасы руды в китайских портах. В начале сентября они несколько превышали 37 млн. тонн, тогда как месяцем ранее были на уровне 43,5 млн. тонн. Так что, фактическое потребление остается неизменным.
![](/images/emp.gif)
Ведущие экспортеры руды считают это хорошей прелюдией к переговорам о контрактах на 2008 год, до начала которых осталось около двух месяцев. Все больше специалистов полагают, что в следующем финансовом году подорожание железной руды составит не менее 20% по сравнению с текущим, причем, речь идет о цене FOB.
![](/images/emp.gif)
На рынке металлолома цены тоже идут вверх, хотя и не так резво. В первую очередь, это касается Восточной Азии. В Японии внутренние цены находятся на самом высоком уровне с 1980 года (около 315 долларов), китайцы вынуждены платить за лом 300-355 долларов за тонну с доставкой, но при экспорте стоимость материала еще выше. Так, корейские и тайванские компании уже приобретают японский материал по 370-380 долларов за тонну C&F, а американский — по 375-385 долларов за тонну C&F.
![](/images/emp.gif)
В Турции лом ведет себя гораздо скромнее. Цены на материал 3А из СНГ слегка поднялись по сравнению с началом сентября, но пока находятся в интервале 337-345 долларов за тонну C&F.