![](/images/emp.gif)
Новым президентом АвтоВАЗа, крупнейшего российского автозавода, станет нынешний глава Федерального агентства по промышленности (Роспром) Борис Алешин. Он сменит на этом посту Владимира Артякова, который в августе стал губернатором Самарской области. В результате переговоры завода с потенциальным стратегическим партнером из числа мировых автоконцернов могут затянуться. Более того, АвтоВАЗ может получить российского, а не иностранного инвестора - господин Алешин планирует вернуться к идее консолидации российских автозаводов.
![](/images/emp.gif)
Как утверждают источники Ъ, место главы АвтоВАЗа было предложено Борису Алешину президентом Владимиром Путиным в ходе личной встречи. Борис Алешин подтвердил, что "в ближайшее время" будет назначен президентом группы АвтоВАЗ. Господин Алешин, пиком карьеры которого был пост вице-премьера российского правительства, сказал, что "с радостью" примет новое назначение, "поскольку возглавить столь крупное предприятие, как АвтоВАЗ, это успех для любого руководителя".
![](/images/emp.gif)
В "Рособоронэкспорте", которому принадлежит группа АвтоВАЗ, вчера от комментариев отказались, посоветовав "дождаться официального объявления". Однако очевидно, что кандидатура господина Алешина была поддержана гендиректором ФГУП "Рособоронэкспорт" и председателем совета директоров АвтоВАЗа Сергеем Чемезовым. Бориса Алешина можно считать членом "команды Чемезова": после прихода "Рособоронэкспорта" на завод в 2005 году глава Роспрома сначала стал членом совета директоров предприятия, а когда совет возглавил сам Сергей Чемезов - его заместителем. Господин Алешин входит в бюро Союза машиностроителей России, а председателем бюро союза является господин Чемезов.
![](/images/emp.gif)
Источник в Минпромэнерго сообщил Ъ, что и. о. главы Роспрома будет назначен заместитель главы этого ведомства Андрей Дутов.
![](/images/emp.gif)
43-летний выходец из ОНЭКСИМбанка Владимира Потанина, Андрей Дутов в конце 90-х - начале 2000-х годов работал заместителем гендиректора холдинга НПК (крупнейшим его активом был петербургский судостроительный завод "Северная верфь"), владельцем которого был экс-помощник президента РФ Борис Кузык. После продажи НПК Межпромбанку Андрей Дутов перешел в Роспром. С 2005 года - заместитель главы ведомства, курировал судостроительную и авиационную промышленность, вопросы военно-технического сотрудничества РФ с зарубежными странами, бухучета и финансов.
![](/images/emp.gif)
По словам господина Алешина, вместе с ним из Роспрома на АвтоВАЗ может прийти "ряд новых людей". "Вслед за Владимиром Владимировичем Артяковым с АвтоВАЗа уйдут ряд топ-менеджеров, и надо будет искать им замену",- пояснил Борис Алешин.
![](/images/emp.gif)
Сейчас обязанности президента группы АвтоВАЗ исполняет вице-президент Александр Пронин. Он, в частности, от лица завода ведет переговоры о стратегическом партнерстве с автоконцернами Renault и FIAT. Недавно господин Пронин заявил Ъ, что АвтоВАЗ может заключить соглашение с одним из "стратегов" уже в ноябре.
![](/images/emp.gif)
Но вчера Борис Алешин сообщил Ъ, что "стратег у АвтоВАЗа появится не ранее середины 2008 года". Более того, будущий глава АвтоВАЗа отметил, что это может быть российская компания. "Когда я только пришел на АвтоВАЗ, я обнародовал идею консолидации участников российского авторынка. Консолидация - неизбежный процесс в мировом автопроме, и нам от нее никуда не деться",- пояснил господин Алешин, уточнив, впрочем, что переговоры с Renault и FIAT продолжаются. В декабре 2005 года, когда "Рособоронэкспорт" только пришел на АвтоВАЗ, новая команда говорила о возможном объединении АвтоВАЗа и ГАЗа. В "Русских машинах" (контролируют ГАЗ) вчера подтвердили, что "заинтересованы в синергии и готовы к диалогу".
![](/images/emp.gif)
Ранее Борис Алешин также лоббировал идею госфинансирования АвтоВАЗа в размере $5 млрд. "Все эти идеи в работе",- заверил будущий глава завода. В остальном, резюмировал Борис Алешин, "радикальных изменений на АвтоВАЗе не произойдет". По его словам, в течение двух-трех лет завод окончательно определится со своей структурой (он намерен выделить непрофильные активы), проведет раскольцовку перекрестной структуры собственности (сейчас 66,5% его голосующих акций принадлежит его же "дочкам") и обновит модельный ряд (вместе с канадской Magna идет разработка новой платформы автомобиля класса С).
![](/images/emp.gif)
По мнению аналитика ИФД "Капиталъ" Михаила Пака, "очередная смена управляющей команды на АвтоВАЗе может негативно сказаться на развитии завода". Он отмечает, что команда АвтоВАЗа и так уже потеряла более полутора лет на распределении руководящих постов на заводе и разработке стратегии "и очередная задержка с выбором партнера - это не лучшие новости". "Назначение господина Алешина можно было бы объяснить усилением административного ресурса у АвтоВАЗа, но усилять его уже некуда: совет директоров завода возглавляет господин Чемезов, а губернатором Самарской области стал Владимир Артяков",- констатирует аналитик. С ним согласен Кирилл Чуйко из "Уралсиба", по словам которого "российский стратег для АвтоВАЗа - это не лучший вариант". Впрочем, по мнению аналитика, такой сценарий будет логичен, если блокпакет АвтоВАЗа будет продан западному автоконцерну, способному передать заводу технологии, а контроль над ним достанется "Русским машинам" Олега Дерипаски.