![](/images/emp.gif)
Последняя независимая канадская меткомпания перестала быть независимой. На прошлой неделе своего нового хозяина обрела Stelco. Сообщалось, что к этой компании проявляли интерес российские “Северсталь” и Evraz Group, однако покупателем стала американская US Steel.
![](/images/emp.gif)
Американцы выплатят акционерам Stelco около 1,1 млрд. долларов собственными акциями и погасит большую часть задолженности, которая составляет 760 млн. долларов.
Гонка за лидером![](/images/emp.gif)
Для US Steel — это уже второе за этот год крупное приобретение: в июне она купила за 2,1 млрд. долларов американского производителя труб Lone Star Steel. В активе Stelco находятся два завода совокупной мощностью 5,5 млн. коротких тонн (5,0 млн. метрических тонн) в год. Благодаря их присоединению US Steel доведет собственную производительность до 33 млн. коротких тонн (30 млн. метрических тонн), что выведет ее на пятое место в мировом рейтинге.
![](/images/emp.gif)
Правда, вряд ли US Steel надолго удержится на этой строчке. Китайская Baosteel , оттесненная американцами на одну ступеньку вниз, подписала контракт с бразильской железорудной корпорацией CVRD о совместном строительстве в бразильском штате Эспириту-Санту металлургического комбината на 5 млн. тонн в год. Предприятие, в котором Baosteel принадлежит 80% акций, будет поставлять слябы в Китай, а сырье для него будет поставлять по долгосрочным соглашениям CVRD.
![](/images/emp.gif)
Не собираются стоять на месте и другие мировые лидеры. Японская Nippon Steel, несколько недель назад анонсировавшая крупномасштабную программу по расширению мощностей бразильской компании Usiminas, чьим акционером она является, сообщила, что к 2010 году рассчитывает довести совокупную производительность своих предприятий до 40 млн. тонн в год.
![](/images/emp.gif)
Корейская Posco тоже совсем недавно стартовала два крупных проекта в Индии и во Вьетнаме, а ее последней (пока) инициативой является строительство в Японии сервисного центра, где ежегодно будет обрабатываться около 120 тыс. тонн продукции — прежде всего, высококачественного листа для автомобильных заводов Nissan. Предприятие планируется запустить в мае 2008 года.
![](/images/emp.gif)
Но самые амбициозные планы вынашивают индийские компании. Tata Steel уже заявляла, что к 2015 году она только за счет строительства новых предприятий доведет свою мощность до более 60 млн. тонн в год. Затем руководство компании добавило, что будет не только создавать новые заводы, но и покупать действующие, а значит, ее совокупная производительность через восемь лет составит 80 млн., а то и 100 млн. тонн в год. Даже относительно скромная по индийским меркам JSW Steel грозится за десять лет расширить объем выпуска до 30 млн. тонн в год, из которых 10 млн. тонн пойдет на экспорт.
![](/images/emp.gif)
На этом фоне весьма скромными выглядят планы турецкой компании Colakoglu Metalurji, специализирующейся на производстве арматуры, которая заказала у SMS Demag стан горячей прокатки на 3 млн. тонн в год. Однако реализация этого проекта может привести к коренным изменениям на турецком рынке листовой стали. Пока Турция является крупным нетто-импортером плоского проката, но реализация проекта Colakoglu Metalurji вместе с уже строящимися новыми станами компании Erdemir может привести насыщению рынка продукцией национального производства.
Местами — повышения ![](/images/emp.gif)
Мировой рынок стали в целом идет на повышение, однако рост цен пока наблюдается лишь в отдельных регионах, и то главным образом в прайс-листах продавцов, а не в реальных сделках. Не исключено, что после этого кратковременного скачка цены снова провалятся вниз из-за отсутствия поддержки со стороны потребителей.
![](/images/emp.gif)
Наиболее активно взвинчивают цены китайцы. Стоимость стальной продукции на национальном рынке в августе резко пошла на подъем, в некоторых сегментах регистрируются ценовые уровни, близкие к рекордным. Однако на внешнем рынке достижения китайских экспортеров гораздо более скромны, так как указываемые ими цены имеют в значительной степени декларативный характер.
![](/images/emp.gif)
Пока что наиболее успешно идут у китайских компаний по продаже заготовок. Спрос на них достаточно высок, а альтернативной продукции на региональном рынке мало, вот и приходится прокатным заводам в Юго-Восточной Азии соглашаться на цены вплоть до 560-565 долларов за тонну C & F для продукции сорта Q235. По словам трейдеров, тайванские и малазийские полуфабрикаты стоят дешевле, до 555 долларов за тонну C&F, но объемы поставок крайне незначительны.
![](/images/emp.gif)
Начали реально подниматься и цены на китайскую арматуру, поставляемую в Корею. В последние месяцы ее поставки были значительно уменьшены, и к концу лета потребители израсходовали большую часть запасов. Новый же материал предлагается по 580 долларов за тонну C &F. Некоторые специалисты считают, что китайская арматура может быть востребована и в Персидском заливе, где турецкие компании к концу августа повысили цены до 615-630 долларов за тонну C&F, но приближение Рамадана, до которого осталось менее двух недель, заставляет трейдеров проводить осторожную политику.
![](/images/emp.gif)
Стоимость китайских горячекатаных рулонов тем временем доросла до 550-560 долларов за тонну FOB, а в Европу эта продукция отгружается по 565 долларов за тонну и дороже, но потребители не торопятся. На региональном рынке можно найти и более выгодные условия. Так, японский горячий прокат предлагается всего по 550 долларов за тонну FOB. Нет пока покупателей и на китайские слябы, подорожавшие до около 540 долларов за тонну FOB.
![](/images/emp.gif)
За пределами Китая повышения цен пока имеют спорадический характер. Так, экспортеры арматуры из стран СНГ устанавливают цены на сентябрь на уровне 560-580 долларов за тонну FOB по сравнению с 530-560 долларов за тонну в августе, хотя стоимость плоского проката не изменилась и составляет 540-590 долларов за тонну FOB для горячекатаных рулонов и до 630 долларов за тонну FOB — для холоднокатаных.
![](/images/emp.gif)
В США вслед за AK Steel и другие производители плоского проката подняли цены по октябрьским контрактам на 20-40 долларов за короткую тонну. По мнению американских металлургов, спад на внутреннем рынке прекратился, а запасы готовой продукции снизились. Правда, серьезной проблемой для предприятий отрасли может стать низкий спрос.
![](/images/emp.gif)
В Европе многие сталелитейные компании надеются, что сокращение поставок из Китая позволит им увеличить цены на 20 евро за тонну в четвертом квартале. Однако официально новых цен на октябрь не объявлял еще никто. По итогам первых семи месяцев текущего года импорт стали в ЕС составил 22,2 млн. тонн по сравнению с 15 млн. тонн за тот же период прошлого года, так что на рынке ощущается некоторый избыток предложения.
Рекордный рост ![](/images/emp.gif)
Цены международного спотового рынка железной руды установили в августе абсолютный рекорд, как по своему уровню, так и по темпам роста. Всего за месяц подорожание сырья на китайском рынке составило около 20%. В конце августа стоимость 63,5%-ного индийского концентрата превысила 135 долларов за тонну CIF, а окатыши достигли 145-150 долларов за тонну CIF.
![](/images/emp.gif)
Частично это повышение вызвано резким увеличением тарифов на фрахт, поднявшихся с начала года на 70-80%. Стоимость доставки тонны руды из Индии в Китай достигает уже 33-35 долларов, а из Бразилии — 68-71 долларов. Такое беспрецедентное подорожание объясняется прежде всего нехваткой тоннажа, а сам взлет цен на ЖРС вызван постоянно растущим спросом со стороны Китая на фоне дефицита добывающих и транспортных мощностей в странах-экспортерах. Так, все австралийские порты работают с полной загрузкой и не в состоянии перевалить больше ни одной тонны руды, а Бразилия, несмотря на огромную потребность в сырье, за первые семь месяцев текущего года смогла экспортировать только 144,7 млн. тонн сырья, что всего на 5,4% больше, чем за тот же период прошлого года.
![](/images/emp.gif)
В связи с обострением дефицита рыночные аналитики начинают пересматривать свои прогнозы повышения мировых цен в 2008 году в сторону увеличения. Если ранее многие специалисты ожидали умеренного подорожания ЖРС — на 9,5-10%, то теперь минимальная планка приближается к 20%. А эксперты из компании RBC Capital Markets и вовсе полагают, что цены на руду возрастут в следующем финансовом году на 35%. Китайская металлургическая ассоциация CISA, еще в первой половине августа считавшая вполне реальным нулевой рост в 2008 году, с новыми комментариями пока не выступала.
![](/images/emp.gif)
Китайские металлургические компании могут противопоставить такому скачку только обзаведение собственными железорудными месторождениями. Так, корпорация Baosteel в конце августа заключила соглашение с австралийской Fortescue Metals Group о совместной разработке месторождения Glacier Valley в Западной Австралии. Ожидается, что производительность комбината, в котором оба партнера будут владеть равными долями, составит 10-15 млн. тонн концентрата в год, однако первую свою продукцию он даст не ранее конца 2009 года.
![](/images/emp.gif)
На рынке металлолома цены тоже растут, но далеко не так стремительно, как на руду. В Турции рынок и вовсе стабилизировался на отметке около 340 долларов за тонну C & F для лома 3А из СНГ. А вот в Восточной Азии трейдеры продолжают поднимать цены. Новые предложения о поставке американского материала HMS №1 поступают из расчета 360-365 долларов за тонну C & F, что на 10 долларов за тонну дороже, чем в первой половине августа.