Rambler's Top100
Сделать стартовой | Добавить в избранноеРегистрация | Заказать услугу | Забыли пароль?
МойМеталлопрокат.ру|Мой ХОТ|Мой спрос
ЛогинПароль
Яндекс цитирования

Публикации

Прибыль машиностроения РФ в 2011 году может вырасти на 25-30%



Темпы роста прибыли в машиностроительной отрасли экономики России в 2011 году могут существенно возрасти - до 25-30%, считают эксперты "РИА-Аналитика".
"Основной причиной значительного изменения прибыли должно стать увеличение доходности автомобилестроения, производства крупного энергетического оборудования и железнодорожной техники на фоне роста спроса и объемов производства. Абсолютные объемы прибыли при этом останутся невысокими", - полагают эксперты.
Низкая доходность
В 2010 году, по данным Росстата, на фоне общего роста прибыльности в обрабатывающей промышленности компании машиностроительного сектора экономики РФ также демонстрировали рост доходов. Причем, если сегмент "производство машин и оборудования" увеличивал прибыль на общероссийском уровне - на 16,1% до 40 миллиардов рублей против 19,5% по стране в целом, то остальные сегменты демонстрировали более позитивные результаты. Так, сегмент производства электрооборудования, электронного и оптического оборудования нарастил прибыль в 2,3 раза, до 52,7 миллиарда рублей, а производство транспортных средств и оборудования впервые за последние годы продемонстрировало прибыль - 13,5 миллиарда рублей против убытка в 87,9 миллиарда рублей годом ранее.
Эксперты отмечают, что существенный рост прибыльности в 2010 году не является показателем успешности отрасли, а во многом обусловлен низкой базой. Российское машиностроение все последние годы показывает очень низкие объемы прибыли, изменений не произошло и в 2010 году - на отрасль приходится только 1,7% прибыли предприятий России (в 2009 году отрасль была убыточной). Низкая прибыльность в машиностроении обусловлена низкой эффективностью морально и физически устаревшего оборудования и, как следствие, неспособностью выдерживать конкуренцию с зарубежными компаниями. Ситуацию может изменить только масштабная модернизация всей отрасли, однако источники для ее финансирования фактически отсутствуют. Частный капитал не стремится инвестировать в отрасль из-за низкой рентабельности и долгосрочности отдачи от капитала, инвестиции государства ограничены, с одной стороны, свободными денежными средствами в бюджете, а с другой стороны, лоббистской и коррупционной составляющими, снижающими эффект от вложений.
По оценке экспертов "РИА-Аналитика", в 2011 году в машиностроительном комплексе сохранится положительная динамика производства, при этом темп роста может быть таким же высоким, как в 2010 году (порядка 20%), что позволит машиностроению в целом почти выйти на уровень 2008 года, однако в разных секторах отрасли ситуация будет развиваться по-разному. Улучшение динамики в ряде секторов будет происходить за счет фактора низкой базы, однако физические объемы производства будут существенно отставать от докризисного уровня.
Вместе с тем, по-прежнему будет наблюдаться устойчивый спрос на оборудование для инфраструктурных секторов экономики (крупное энергетическое оборудование и железнодорожная техника). Это позволит приблизиться к докризисному уровню в отраслях "производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования" и "производство транспортных средств и оборудования".
Также ожидается увеличение спроса на продукцию для потребительского рынка (легковые автомобили, бытовая техника и электроника), в отношении легкового автомобилестроения возможно замедление роста во второй половине года из-за прекращения действия программы утилизации старых автомобилей.
Инвестиции в отрасль
Объем инвестиций в основной капитал в машиностроительной отрасли в 2010 году увеличился до 123,5 миллиарда рублей, что превышает среднероссийские темпы роста. При этом абсолютный объем инвестиций остается на невысоком уровне. Из-за этого, несмотря на существенный рост, доля отрасли в общем объеме инвестиций в основной капитал в России осталась на прежнем уровне - 2,4%, при том, что доля отрасли в общем обороте организаций почти в 2 раза выше - 4,6%.
В 2011 году эксперты "РИА-Аналитика" прогнозируют рост инвестиций также на 15-20%, однако он не будет структурным, а будет обусловлен реализацией нескольких крупных инвестиционных проектов, прежде всего, в автомобилестроении. Так, крупные автопроизводители в начале 2011 года подписали с Минэкономразвития шесть соглашений о намерениях работать в России в рамках нового режима промышленной сборки. Кроме того, "АвтоВАЗ" за 3-4 года выделит на развитие "ИжАвто" 7 миллиардов рублей.
Объем накопленных иностранных инвестиций в отрасль по итогам 2010 года составил очень низкую сумму - 9,241 миллиарда рублей. Поступление иностранных инвестиций по сравнению с 2009 годом снизилось на 3% - до 4,674 миллиарда долларов. В целом эксперты "РИА-Аналитика" констатируют, что интерес к российскому машиностроению, за исключением производства автомобилей, в 2010 году остался низким. Крупнейшими инвесторами в машиностроение в 2010 году стали Германия, Корея и Нидерланды.
В 2011 году возможен рост иностранных инвестиций за счет проектов в автомобилестроении, однако по другим сегментам отрасли существенных позитивных изменений экспертами "РИА-Аналитика" не ожидается.
Показатели рентабельности машиностроительной отрасли в 2010 году преимущественно демонстрировали рост, однако оставались ниже общероссийского уровня. Рентабельность продаж в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования составила 10,3% против 8,3% годом ранее, в производстве транспортных средств и оборудования 4,7% против 1,1%. При этом в производстве машин и оборудования рентабельность несколько снизилась - до 7,3%. Рентабельность продаж по России в целом в 2010 году сократилась до 11,1% против 11,5% годом ранее.
В 2011 году можно ожидать роста рентабельности в производстве транспортных средств в силу низкой базы и роста спроса на 2-3 процентных пункта. По остальным подотраслям машиностроения рост рентабельности также будет наблюдаться, но он, вероятно, не превысит 1-2 процентных пункта.
Финансовая устойчивость
Финансовая устойчивость машиностроительной отрасли в 2010 году в целом демонстрировала некоторый рост, хотя по ряду показателей отмечалась и негативная динамика. При этом платежеспособность отрасли в настоящее время, как и в предыдущие годы, находится ниже общероссийского уровня. Коэффициент текущей ликвидности на конец 2010 года в производстве машин и оборудования вырос до 209,2%, в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования увеличился до 167,2%, в производстве транспортных средств и оборудования достиг 148,1%.
Доля собственных средств в активах отрасли по итогам 2010 года низка, и в настоящее время можно говорить о существенной зависимости компаний от финансовых обязательств. В случае повторения кризисных явлений 2008-2009 годов без помощи государства многие компании отрасли с долговой нагрузкой по-прежнему справиться не смогут, считают специалисты. Улучшения финансовой устойчивости в 2011 году эксперты "РИА-Аналитика" не ожидают, более позитивные результаты можно ожидать только к 2015-2020 годам в случае существенных сдвигов в процессе общей модернизации экономики.
Ситуация с просроченной задолженностью в машиностроении в 2010 году ухудшилась и в настоящее время является достаточно критичной. Объем полученных кредитов в отрасли в 2011 году, по оценкам экспертов "РИА-Аналитика", из-за низкого качества заемщиков может увеличиться не более чем на 5-10%, рост просроченных платежей может составить 10-15%.
Автомобилостроение
В 2010 году автомобилестроение стало главной движущей силой всего российского машиностроения. В целом объемы выпуска в российском автомобилестроении (производство автомобилей, прицепов и полуприцепов по классификации Росстата) увеличились в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 70,4%. Однако рекордный темп роста полностью обусловлен фактором низкой базы, а именно тем, что уровень производства в 2009 году был самым низким за всю новейшую историю России.
В свою очередь, уровень производства грузовых автомобилей и автобусов оставался на одном из самых низких уровней в новейшей истории страны.
Эксперты не сомневаются, что основная причина такого резкого подъема производства легковых автомобилей в 2010 году - правительственная программа утилизации старых автомобилей. По оценке МЭР, вклад этой программы в общий прирост составил только 21%, но, по оценке экспертов "РИА-Аналитика", вклад был гораздо более весомый. В январе и феврале 2010 года, то есть до того момента, когда начала действовать эта программа, объем производства легковых автомобилей сохранялся на среднемесячном уровне 2009 года. Однако как только эта программа стартовала, их выпуск стал быстро увеличиваться и, спустя несколько месяцев, удвоился. Причем, отмечают эксперты, до марта 2010 года уже действовало несколько правительственных мер, которые должны были простимулировать внутренний спрос на отечественные автомобили (повышенные импортные пошлины, субсидирование процентной ставки по автокредитам), но они были фактически бездейственными.
Эксперты "РИА-Аналитика" оценивают объем продаж легковых автомобилей в 2011 году на уровне 2,1-2,2 миллиона единиц, но при условии, что прекращение программы утилизации, которое ожидается в течение ближайших месяцев, не вызовет резкую коррекцию рынка в минус. Вряд ли России удастся избежать опыта других стран, где после прекращения действия программы продажи снижались на 20-30%, поэтому результат года будет зависеть еще и от того, в какие сроки перестанет действовать программа утилизации, говорят специалисты.
Эксперты отмечают, что российский автопром сейчас работает в таком режиме, который может в скором времени вызвать затоваривание складов и перенасыщение рынка. В январе 2011 года было выпущено рекордное для этого месяца количество автомобилей, тогда как продажи оставались почти на 30% ниже от докризисного уровня. Это может свидетельствовать о том, что автопроизводители снова стали переценивать рынок, как это было много раз в последние годы. В последний раз это случилось во второй половине 2008 года, что стало одной из причин глубокого спада 2009 года. В 2011 году ситуация может развиваться по такому же сценарию, и тогда отрасль ждет очередная массовая остановка конвейеров.
Если же исходить из оптимистичного сценария то, по оценке экспертов "РИА-Аналитика", среднемесячный уровень производства легковых автомобилей в 2011 году составит 115 тысяч единиц, то есть за год будет произведено 1,380 миллиона легковых автомобилей, что на 14% превзойдет результат прошлого года, но будет на 6% меньше, чем в 2008 году.
В отношении грузовых автомобилей эксперты менее оптимистичны и полагают, что при сохранении прежних темпов роста российской экономики и при отсутствии вспомогательных мер правительства, производство грузовых автомобилей восстановится гораздо позже, чем производство легковых автомобилей (в лучшем случае, по оценке экспертов "РИА-Аналитика" - к 2014 году).
Сельскохозяйственная и ж/д техника
Эксперты "РИА-Аналитика" полагают, что в 2011 году динамика производства в сельскохозяйственном машиностроении улучшится. Во-первых, должен, наконец, сыграть свою положительную роль фактор низкой базы. Во-вторых, наметилось улучшение финансового положения сельхозпроизводителей, которые за счет роста цен на продовольствие сумели увеличить по итогам 2010 года сальдированный финансовый результат почти на 20%. В-третьих, должна возрасти активность Росагролизинга.
По оценке экспертов "РИА-Аналитика", рост производства в сельскохозяйственном машиностроении в 2011 году по сравнению с 2010 годом составит 15-20%. В 2010 году в сельскохозяйственном машиностроении кризис еще больше углубился, и по темпам спада данный сектор показал наихудший результат. По сравнению с 2009 годом спад составил 19,6%, а по сравнению с 2008 годом - более 40%.
По оценке экспертов "РИА-Аналитика", производство железнодорожной техники (грузовых и пассажирских вагонов, маневровых и магистральных тепловозов, магистральных электровозов в пересчете на цены производителей) в 2010 году выросло относительно 2009 года на 77,4%, а по сравнению с 2008 годом - на 5,2%. Существенный рост производства в отрасли практически полностью обеспечен увеличением выпуска грузовых вагонов. По всем остальным видам железнодорожной техники уровень 2008 года превзойден не был, да и по сравнению с 2009 годом темпы роста были сравнительно небольшими, а выпуск пассажирских вагонов и магистральных тепловозов снизился даже по сравнению с 2009 годом. Таким образом, рост производства в железнодорожном машиностроении достигнут, в основном, за счет увеличения выпуска более дешевой продукции.
В 2011 году ожидается дальнейшее увеличение спроса на железнодорожную технику. Во всяком случае, об этом можно судить по инвестиционной программе РЖД, которая запланирована в объеме почти 350 миллиардов рублей, что на 11% больше, чем в 2010 году. Спрос на железнодорожную технику остается высоким в силу увеличивающихся перевозок и устаревшего ее парка. "Первая грузовая компания" собирается увеличить приобретение полувагонов в 2011 году по сравнению с 2010 годом примерно на 20%. "Уралвагонзавод" подписал с этой компанией контракт на поставку до 2014 года 20 тысяч полувагонов. В 2011 году должен начать работу Тихвинский вагоностроительный завод, мощности которого рассчитаны на 13 тысяч вагонов (полувагоны, хопперы, платформы).
В целом рост производства железнодорожной техники оценивается в 2011 год в 30% по отношению к 2010 году.
Авиапром и судостроение
Согласно данным Минпромторга, в авиационной промышленности объем производства гражданской продукции в 2010 году по сравнению с аналогичным периодом 2009 года снизился на 1,6%. При этом наблюдалось значительное снижение производства продукции для внутреннего рынка - на 10% за счет сокращения производства данной продукции на ЗАО "Авиастар-Самолетное производство", ОАО "НПК "Иркут", ОАО "Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение", ОАО "НПО "Сатурн". Производство продукции на экспорт увеличилось на 30% за счет предприятий: ОАО "Казанский вертолетный завод", ОАО "Улан-Удэнский авиазавод" (вертолеты, запасные части), ОАО "Воронежское акционерное самолетостроительное общество" (агрегаты летательных аппаратов и их двигателей), ОАО "Казанское моторостроительное ПО" (оборудование для газовой промышленности), ЗАО "Авиастар-Самолетное производство" (запасные части самолетов), ОАО "Уфимское агрегатное предприятие "Гидравлика", ОАО "НПО "Сатурн" (газотурбинные вспомогательные двигатели).
В 2011 году динамика производства гражданских самолетов должна улучшиться. Прежде всего, это произойдет за счет планируемых поставок ближнемагистральных самолетов Sukhoi Superjet 100, которые в феврале прошли сертификацию Межгосударственного авиационного комитета (МАК).
Первый летный самолет Sukhoi Superjet-100 был представлен публике 26 сентября в 2007 году на заводе в Комсомольске-на-Амуре
В течение 2011 года ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" планирует произвести 11 самолетов, а в течение 2-3 лет выйти на производство 40-50 самолетов, в зависимости от потребностей рынка. Надо полагать, что в течение ближайших лет российская авиастроительная промышленность, и ее самолетостроительный сегмент полностью переориентируется на выпуск ближнемагистральных региональных самолетов.
В судостроительной промышленности в 2010 году объем производства гражданской продукции сократился, согласно данным Минпромторга, на 23,8%. При этом на 2010 год пришлось окончание нескольких крупных заказов, которые не были компенсированы заключением столь же крупных контрактов. Так, на Выборгском судостроительном заводе было закончено выполнение заказа "Газпрома" по строительству двух плавучих полупогружных буровых установок для Штокмановского газоконденсатного месторождения, и больше заказов на предприятие не поступало, в результате сокращение производства на нем составило 78.7%. Также АО "Балтийский завод" и "Севмашпредприятие" завершили работы по строительству плавучих атомных электростанций. В целом производство судостроительной продукции для внутреннего рынка сократилось по итогам 2010 года на 42%. Вместе с тем производство гражданской продукции на экспорт возросло почти в 2 раза.
Рост объема продукции для экспортных поставок наблюдался на предприятиях ОАО "ССЗ "Красные Баррикады" (баржи для Малайзии, самоподъемная плавучая буровая установка для Китая), ОАО "Окская судоверфь" (танкеры), ОАО "Адмиралтейские верфи" (два танкера ледового класса для Кипра), ОАО "Завод "Красное Сормово" (нефтеналивные танкеры для Казахстана, Кипра, Туркмении). При этом, несмотря на снижение валового производства в гражданском судостроении, количественный выпуск судов увеличился до рекордного за последние пять лет уровня. Всего в 2010 году построено и сдано заказчику 45 судов различного назначения, включая СПБУ "Арктическая" и малые суда.
В 2011 году динамика производства в гражданском судостроении должна улучшиться, в том числе за счет роста количества заказов. По данным "Объединенной судостроительной компании", все готовые работать судостроительные заводы России будут полностью загружены к середине 2011 года. Среди судостроительных предприятий, работающих в сегменте строительства судов до 15 тысяч тонн дедвейта, полностью закружен завод "Красное Сормово".

Риа Новости
Версия для печати: http://www.metalindex.ru/publications/publications_1136.html?template=23
Российский Союз Поставщиков Металлопродукции  
© 2000-2017
Рейтинг@Mail.ru