Германия жертвует металлургией ради экологии



Принятое правительством Ангелы Меркель решение отказаться от использования ядерной энергии приведет к ухудшению конкурентоспособности немецкой металлургии, которая столкнется с дефицитом и удорожанием электроэнергии. Использовать эту ситуацию смогут украинские экспортеры руды, кокса и чугуна.
Изгнание мирного атома
Решение правительства Германии закрыть 17 атомных электростанций к 2022 г. приведет к росту импорта угля и газа, одним из последствий чего станет ослабление энергонезависимости страны. Уже сейчас Германия на 40% зависит от импорта угля, на 60% - газа, на 80% - нефти. Стоимость импортируемых энергоресурсов ежегодно составляет около 30 млрд. EUR.
Напомним, что решение о прекращении работы всех АЭС в стране было принято еще предыдущим правительством, однако Кабинет А. Меркель решил продлить срок их работы до 2030-х гг. В мае текущего года, в связи с событиями в Японии, было объявлено о том, что в течение 10 лет все-таки будут остановлены все действующие 17 АЭС (семь самых старых станций уже выведены из эксплуатации).
Отказ от дешевой атомной энергии, которые обеспечивают 20-25% совокупной выработки электроэнергии в Германии, приведет к существенным изменениям в энергобалансе страны. Прежде всего, необходим ввод дополнительных мощностей тепловыми электростанциями, что приведет к росту потребления энергетического угля и природного газа.
Предполагается, что в 2011-2012 гг. будут введены в эксплуатацию угольные ТЭС совокупной мощностью более 10 тыс. МВт. Кроме того, будет увеличена мощность электростанций, работающих на газе и за счет альтернативных источников энергии. По первым оценкам, потребность в угле немецких ТЭС может вырасти с текущих 35-40 до 60-70 млн. т к 2020 г.
И если поставки угля в Германию диверсифицированы, то по импорту газа страна, несмотря на «хорошую мину при плохой игре» правительства Меркель, движется к критической зависимости от России. Уже сейчас порядка 32% потребностей закрывается поставками из РФ, с запуском Nord Stream это показатель достигнет 40%. Эксперты оценивают перспективный необходимый объем импорта газа для замещения мощностей остановленных АЭС в 26 млрд. куб. м. в год.
И уголь и газ в последние 2 года существенно подорожали. Рост импорта энергоносителей, естественно, приведет к значительному увеличению стоимости электроэнергии. Это, в свою очередь, негативно скажется на глобальной конкурентоспособности немецкой промышленности, до сих пор экспортера №1 в мире.
Еще одно косвенное последствие закрытия АЭС – необходимый рост производства на ТЭС поставит под вопрос планы страны по сокращению вредных выбросов.
Что касается развития возобновляемых источников энергии (солнце и ветер), то они, безусловно, имеют перспективу в Германии, однако для того, чтобы стать альтернативой атому, потребуются многие годы и миллиарды евро.
Угольный сектор в Германии
Сейчас Германия занимает второе место в Европе после Польши по объемам добычи угля. Однако с 1990 по 2003 г. потребление местного угля снизилось с 70 до 26 млн. т, тогда как импорт вырос с 12 до 42 млн. т (подробнее см. таблицу).
По данным британской BP, доказанные запасы угля в Германии – 40,699 млрд. т, или 4,7% мировых запасов. Это больше, чем в Украине (33,873 млрд. т), однако угольные отрасли обеих стран имеют схожие проблемы – добыча имеет высокую себестоимость и риски аварий из-за глубокого залегания пластов.
Именно поэтому еще в середине 20-го века Германия взяла курс на постепенное закрытие шахт и увеличение импорта. Последнему способствовало и то, что до середины 2000-х гг. уголь на мировых рынках стоил дешево.
С 1960 по 1970 гг. прекратили работу более половины из 125 горнодобывающих предприятий в стране. Сейчас в Германии (в Северном Рейне-Вестфалии и Сааре) работает меньше 10 крупных шахт, на которых производится около 20 млн. т угля. Добыча субсидируется из госбюджета – порядка 2,5 млн. евро ежегодно.
В 2007 г. было принято решение о постепенной отмене к 2018 г. субсидий вместе с закрытием этих шахт, выплатой компенсаций шахтерам и реализацией программы решения социальных и экологических проблем.
В 2010 г. еще более жесткую директиву приняла Еврокомиссия, потребовавшая закрытия нерентабельных шахт в ЕС (и Германии) уже к октябрю 2014 г. Это решение вызвало возмущение в угольной отрасли, представители которой заявили, что спешное закрытие шахт может привести к массовым волнениям, поскольку речь идет о 27 тыс. занятых на них работников.
Отказ от АЭС, очевидно, потребует пересмотра политики в угольной отрасли. Старые шахты, разумеется, восстанавливаться не будут – при себестоимости добычи на них в ?200 за тонну импорт и сегодня намного выгоднее. Однако работающие углепредприятия, где тонна угля стоит ?150 за т, поработают намного дольше, чем до 2014 г.
В настоящее время Германия является крупнейшим импортером угля в Европе и одним из ведущих в мире. Правда, в 2009 г. (из-за кризиса) импорт угля Германией сократился на 10,5 млн. т, или на 22%, и составил 37 млн. т по сравнению с 47,5 млн. т в 2008 г. По прогнозу председателя Ассоциации импортеров угля Германии Эриха Шмитца, в 2011 г. ввоз сырья составит порядка 42 млн. т. Источники импорта угля в Германию диверсифицированы – Австралия, Польша, Колумбия, Южная Африка, Северная Америка и Россия занимают по 10-20% рынка.
«Туманное завтра» немецкой металлургии
Помимо угля для производства электроэнергии, Германия в последние года наращивает импорт сырья для металлургии. Черная металлургия страны, одна из самых современных и мощных в мире, потребляет 9-10 млн. т кокса, 90% которого производит самостоятельно (в то время как коксующийся уголь на 100% импортируется).
По оценке немецкой стальной ассоциации (Wirtschaftsvereinigung Stahl), в 2011 г. на фоне роста спроса конечных потребителей производство стали в стране вырастет на 4%, до 45,5 млн. т.
По данным WV Stahl, выпуск стали за январь-май 2011 г. составил 19,3 млн. т, что на 2,3% выше уровня прошлого года. В мае производственные мощности стальных компаний были почти полностью загружены. Отметим, что в 2010 г. коэффициент загрузки мощностей немецких заводов составлял в среднем около 84%, выше мирового среднего 78%.
Однако прогнозы на будущий год весьма неутешительны. Немецкую стальную промышленность очень беспокоит жесткий курс Европейского союза на сокращение эмиссии углекислого газа.
Напомним, что в начале года Еврокомиссия утвердила такие критерии оценки объемов промышленных выбросов парниковых газов, которые, по оценке ассоциации Eurofer, могут привести к переносу стального производства за пределы еврозоны.
Представитель Wirtschaftsvereinigung Stahl заявил, что предлагаемые ЕК лимиты по эмиссии
«физически и технически недостижимы». По словам Ханса Юргена Керкхоффа, директора ассоциации, «в ЕС точки отсчета для доменного производства на 10% ниже уровней заводов с самыми низкими выделениями углекислого газа.
Необходимость соответствовать требуемым нормативам вынуждает покупать значительное количество разрешений на CO2 на рынке, что приведет к дополнительным затратам
?300 млн. в год для одних только немецких сталеваров.
Одним из последствий новых нормативов ЕС по эмиссии будет вынужденное сокращение выпуска в стране кокса и чугуна (коксохимы и домны дают наибольший выброс CO2), а также полуфабрикатов, и ожидаемый в связи с этим рост импорта данной продукции.
Воспользоваться этой ситуацией должны и украинские металлурги, располагающие избыточными мощностями по выпуску сырья. Сегодня Германия не входит в число крупных покупателей металлопроката в Украине (мы покупаем больше, чем продаем), однако по руде и коксу у нас есть все возможности для существенного, в разы, увеличения экспорта.
В 2010 г. экспорт рудного сырья в Германию из Украины составил менее 100 тыс. т (преимущественно окатышей), экспорт кокса до сих пор не осуществляется, несмотря на то, что его покупают практически все центрально- и восточноевропейские страны.
Неплохие перспективы имеют и украинские продавцы разрешений на выброс CO2, потенциал которых позволяет обеспечить ими всю немецкую металлургию. Методика продажи квот единиц сокращения выбросов уже опробована отечественными предприятиями ГМК. В настоящее время готовятся реализовать свои квоты на выбросы «АрселорМиттал Кривой Рог», Алчевский и Днепровский МК, Енакиевский МЗ, «Донецксталь», «Запорожкокс», Ясиновский и Горловский КХЗ и ряд угледобывающих предприятий. Согласно ряду оценок, минимальный объем украинских ЕСВ для потенциальных покупателей до 2012 г. составляет около 1 млрд т.

УГМК.инфо
Источник: http://www.metalindex.ru/publications/publications_1100.html
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Участник рейтинга МЕТАЛЛ TOP10 Рейтинг@Mail.ru