Сочи по цене десяти мировых курортов



Владимир Путин наладил газоснабжение столицы Олимпиады-2014
Вчера в Сочи торжественно сдан в эксплуатацию подводный газопровод, построенный в рамках правительственной программы строительства олимпийских объектов. Новый газопровод должен ликвидировать дефицит энергии в регионе, а также поможет перевести здравницу Черноморского побережья на круглогодичный режим работы. Как показывает мировой опыт, Олимпиада может стать хорошим катализатором для долгосрочного развития региона.
Однако успех возможен только при сочетании двух условий: если финансирование «строек века» предельно прозрачно и если новые инфраструктурные объекты действительно необходимы для будущего развития. Эксперты сомневаются, что в России выполняются оба эти условия.
Вчера премьер Владимир Путин посетил олимпийскую стройку в Сочи, где был сдан в эксплуатацию подводный газопровод Джубга–Лазаревское–Сочи общей протяженностью 172 км. Почти вся трасса проходит по дну моря, что снижает нагрузку на экосистему Черноморского побережья. Объем транспортируемого газа – 3,78 млрд. куб. м в год. Одним из основных потребителей доставляемого газа станет Адлерская ТЭС, которая покроет более трети прогнозируемой пиковой нагрузки Сочинского района в 2014 году. Также, уточняют в пресс-службе правительства, «поставка дополнительных объемов топлива ускорит газификацию Сочи и Туапсинского района и придаст импульс развитию курортного бизнеса за счет переведения здравницы Черноморского побережья на круглогодичный режим работы».
Однако далеко не все инвестиции в спортивные суперпроекты гарантируют долгосрочное развитие территории. Об этом, в частности, говорит мировой опыт проведения Олимпиад и чемпионатов. Крупнейший финансовый провал показали, например, Олимпийские игры 1976 года в Монреале.
Согласно последнему исследованию компании PricewaterhouseCoopers (PwC), крупномасштабные спортивные мероприятия обычно позитивно сказываются на регионах. Создание продуманной инфраструктуры для Олимпийских игр или чемпионатов мира дает долгосрочный экономический, демографический и социальный эффект. Первоначальный положительный эффект наблюдается уже в момент проведения Олимпийских игр, когда внимание всего мира приковано к стране – хозяйке Олимпиады. У мирового сообщества появляется туристический интерес к принимающей стране, который обычно сохраняется и после завершения Игр. Статусные мероприятия способствуют резкому и устойчивому росту объемов торговли, обычно рост достигает примерно 30%. Наконец, в регионах остается «долговечное олимпийское наследие» – спортивные и инфраструктурные объекты, которые приносят материальную и нематериальную пользу населению и стране в целом.
Однако аналитики PwC обращают внимание на то, что «просчеты в планировании инфраструктуры или в последующей работе по ее созданию могут отрицательно сказаться на результатах и перечеркнуть очевидные достижения». Случалось, за несколько недель до проведения соревнований новостью номер один становились сообщения о том, что необходимая инфраструктура так и не создана. Во избежание возможных проколов аналитики советуют приступать к планированию олимпийских строек заблаговременно и заранее просчитывать экономическую целесообразность каждого объекта. В качестве положительного примера они приводят Барселону: «Олимпийские игры 1992 года стали своеобразным катализатором процесса обновления городской среды, намеченного задолго до Олимпиады, и позволили городским властям добиться поставленных целей в значительно более короткие сроки, чем планировалось».
Чтобы инвестиции были эффективны, лучше всего выбирать для Олимпиады тот регион, который, может быть, менее развит, однако уже давно имеет продуманные планы местного, регионального и общенационального развития. Тогда инвестиции в крупное спортивное мероприятие лягут на подготовленную почву и простимулируют модернизацию в регионе.
Среди факторов, способствующих однозначному успеху, аналитики PwC называют «наличие прозрачной системы контроля и подотчетности, структурированной системы проектного надзора, четко определенных сроков и эффективной системы взаимодействия и отчетности». Крайне желательным является участие в строительстве не только государства, но и частного сектора. Но тогда это взаимодействие должно подкрепляться ориентацией государства на долгосрочное сотрудничество с бизнесом. Необходимо четкое понимание, сколько вкладывает каждая сторона и готовы ли участники брать на себя потенциальные риски.
Россия, отмечают в PwC, в целом заблаговременно планирует строительство инфраструктурных и спортивных объектов к Олимпиаде и чемпионату. Однако перед ней все еще стоит целый ряд задач – получение финансирования, привлечение частных инвесторов, своевременное завершение строительства, планирование дальнейшего использования объектов. Тем самым будущее олимпийской «стройки века» в России на самом деле все еще находится под вопросом, и позитивные результаты пока совсем не гарантированы. Ведь даже высокопоставленные лица страны не до конца знают, сколько же в итоге бюджетных средств идет на подготовку ко всем статусным мероприятиям РФ, среди которых АТЭС-2012, Универсиада-2013, Олимпиада-2014, «Формула-1»-2015 и ЧМ-2018. Ранее Путин уже посоветовал журналистам с вопросами о «стоимости» Олимпиады обращаться к Интернету. Также, по его словам, до сих пор возможны корректировки финансирования – из-за инфляции и подключения к проектам частных компаний.
Кроме того, российские эксперты уже не раз предупреждали, что доля инвестиций, которые будут иметь одноразовый эффект, составляет в суммарном бюджете олимпийского проекта не менее 20%. Если же говорить о вложениях именно в спортивные объекты, то тут одноразовые инвестиции составляют уже около 60%. Даже в случае успешного развития инфраструктуры велика вероятность строительства невостребованной «дороги в никуда», замечают эксперты. Но самой главной проблемой становится национальная беда России – коррупция, непрозрачность финансирования, отсутствие достаточного контроля за использованием средств, неоправданное завышение стоимости олимпийских строек (07.06.10).
По мнению опрошенных «НГ» экспертов, инфраструктура в любом случае будет полезна для региона уже самим фактом своего существования. Но весь вопрос в том, окупятся ли затраты – прежде всего бюджета – на олимпийскую «стройку века». Как указывает гендиректор девелоперской компании «Вектор Инвестментс» Дмитрий Бадаев, «многое зависит от того, насколько запросы чиновников совпали с интересами подрядчиков, насколько прозрачной была стадия проектирования и выбора подрядчика».
С одной стороны, судя по западному опыту, город, который готовится к Олимпиаде, за три-четыре года проходит путь развития, который в обычных условиях прошел бы за 10 лет, замечает глава комитета «Деловой России» Александр Федоров. Модернизация устаревшей инфраструктуры – это хорошая идея, в Сочи построят нормальный аэропорт, гостиницы, оборудуют пляж. Но, с другой стороны, продолжает Федоров, есть опасность, что все это реализуют «по-российски»: отпилят часть бюджета, а на оставшиеся средства построят объекты на скорую руку и только для отчета. Положительный опыт проведения Олимпиад в других странах объясняется в том числе и тем, говорит Федоров, что там достаточно строгие правила надзора и коррупция не столь масштабна, как в России.
Аналитик группы «Развитие» Сергей Шандыбин при этом замечает, что на те же средства, которые направляют в Сочи, на самом деле можно было бы развить десяток мировых туристических брендов по всей России, от Балтики до Дальнего Востока. Ставка только на Сочи опасна еще и тем, что в будущем городу потребуются колоссальные усилия, чтобы и дальше поддерживать свой туристический бренд на глобальном уровне. «Однако серьезного опыта территориального маркетинга у местных властей до сих пор не было, и это внушает сомнения в дальнейших перспективах проекта. Если все пустить на самотек, как обычно бывает в России, то дело закончится тихим угасанием популярности курорта до нынешнего уровня и постепенным разрушением построенных объектов из-за нехватки средств на их поддержание», – резюмирует Шандыбин.

Независимая газета
Источник: http://www.metalindex.ru/publications/publications_1088.html
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Участник рейтинга МЕТАЛЛ TOP10 Рейтинг@Mail.ru