![](/images/emp.gif)
Владимир Путин наладил газоснабжение столицы Олимпиады-2014
Вчера в Сочи торжественно сдан в эксплуатацию подводный газопровод, построенный в рамках правительственной программы строительства олимпийских объектов. Новый газопровод должен ликвидировать дефицит энергии в регионе, а также поможет перевести здравницу Черноморского побережья на круглогодичный режим работы. Как показывает мировой опыт, Олимпиада может стать хорошим катализатором для долгосрочного развития региона.
![](/images/emp.gif)
Однако успех возможен только при сочетании двух условий: если финансирование «строек века» предельно прозрачно и если новые инфраструктурные объекты действительно необходимы для будущего развития. Эксперты сомневаются, что в России выполняются оба эти условия.
![](/images/emp.gif)
Вчера премьер Владимир Путин посетил олимпийскую стройку в Сочи, где был сдан в эксплуатацию подводный газопровод Джубга–Лазаревское–Сочи общей протяженностью 172 км. Почти вся трасса проходит по дну моря, что снижает нагрузку на экосистему Черноморского побережья. Объем транспортируемого газа – 3,78 млрд. куб. м в год. Одним из основных потребителей доставляемого газа станет Адлерская ТЭС, которая покроет более трети прогнозируемой пиковой нагрузки Сочинского района в 2014 году. Также, уточняют в пресс-службе правительства, «поставка дополнительных объемов топлива ускорит газификацию Сочи и Туапсинского района и придаст импульс развитию курортного бизнеса за счет переведения здравницы Черноморского побережья на круглогодичный режим работы».
![](/images/emp.gif)
Однако далеко не все инвестиции в спортивные суперпроекты гарантируют долгосрочное развитие территории. Об этом, в частности, говорит мировой опыт проведения Олимпиад и чемпионатов. Крупнейший финансовый провал показали, например, Олимпийские игры 1976 года в Монреале.
![](/images/emp.gif)
Согласно последнему исследованию компании PricewaterhouseCoopers (PwC), крупномасштабные спортивные мероприятия обычно позитивно сказываются на регионах. Создание продуманной инфраструктуры для Олимпийских игр или чемпионатов мира дает долгосрочный экономический, демографический и социальный эффект. Первоначальный положительный эффект наблюдается уже в момент проведения Олимпийских игр, когда внимание всего мира приковано к стране – хозяйке Олимпиады. У мирового сообщества появляется туристический интерес к принимающей стране, который обычно сохраняется и после завершения Игр. Статусные мероприятия способствуют резкому и устойчивому росту объемов торговли, обычно рост достигает примерно 30%. Наконец, в регионах остается «долговечное олимпийское наследие» – спортивные и инфраструктурные объекты, которые приносят материальную и нематериальную пользу населению и стране в целом.
![](/images/emp.gif)
Однако аналитики PwC обращают внимание на то, что «просчеты в планировании инфраструктуры или в последующей работе по ее созданию могут отрицательно сказаться на результатах и перечеркнуть очевидные достижения». Случалось, за несколько недель до проведения соревнований новостью номер один становились сообщения о том, что необходимая инфраструктура так и не создана. Во избежание возможных проколов аналитики советуют приступать к планированию олимпийских строек заблаговременно и заранее просчитывать экономическую целесообразность каждого объекта. В качестве положительного примера они приводят Барселону: «Олимпийские игры 1992 года стали своеобразным катализатором процесса обновления городской среды, намеченного задолго до Олимпиады, и позволили городским властям добиться поставленных целей в значительно более короткие сроки, чем планировалось».
![](/images/emp.gif)
Чтобы инвестиции были эффективны, лучше всего выбирать для Олимпиады тот регион, который, может быть, менее развит, однако уже давно имеет продуманные планы местного, регионального и общенационального развития. Тогда инвестиции в крупное спортивное мероприятие лягут на подготовленную почву и простимулируют модернизацию в регионе.
![](/images/emp.gif)
Среди факторов, способствующих однозначному успеху, аналитики PwC называют «наличие прозрачной системы контроля и подотчетности, структурированной системы проектного надзора, четко определенных сроков и эффективной системы взаимодействия и отчетности». Крайне желательным является участие в строительстве не только государства, но и частного сектора. Но тогда это взаимодействие должно подкрепляться ориентацией государства на долгосрочное сотрудничество с бизнесом. Необходимо четкое понимание, сколько вкладывает каждая сторона и готовы ли участники брать на себя потенциальные риски.
![](/images/emp.gif)
Россия, отмечают в PwC, в целом заблаговременно планирует строительство инфраструктурных и спортивных объектов к Олимпиаде и чемпионату. Однако перед ней все еще стоит целый ряд задач – получение финансирования, привлечение частных инвесторов, своевременное завершение строительства, планирование дальнейшего использования объектов. Тем самым будущее олимпийской «стройки века» в России на самом деле все еще находится под вопросом, и позитивные результаты пока совсем не гарантированы. Ведь даже высокопоставленные лица страны не до конца знают, сколько же в итоге бюджетных средств идет на подготовку ко всем статусным мероприятиям РФ, среди которых АТЭС-2012, Универсиада-2013, Олимпиада-2014, «Формула-1»-2015 и ЧМ-2018. Ранее Путин уже посоветовал журналистам с вопросами о «стоимости» Олимпиады обращаться к Интернету. Также, по его словам, до сих пор возможны корректировки финансирования – из-за инфляции и подключения к проектам частных компаний.
![](/images/emp.gif)
Кроме того, российские эксперты уже не раз предупреждали, что доля инвестиций, которые будут иметь одноразовый эффект, составляет в суммарном бюджете олимпийского проекта не менее 20%. Если же говорить о вложениях именно в спортивные объекты, то тут одноразовые инвестиции составляют уже около 60%. Даже в случае успешного развития инфраструктуры велика вероятность строительства невостребованной «дороги в никуда», замечают эксперты. Но самой главной проблемой становится национальная беда России – коррупция, непрозрачность финансирования, отсутствие достаточного контроля за использованием средств, неоправданное завышение стоимости олимпийских строек (07.06.10).
![](/images/emp.gif)
По мнению опрошенных «НГ» экспертов, инфраструктура в любом случае будет полезна для региона уже самим фактом своего существования. Но весь вопрос в том, окупятся ли затраты – прежде всего бюджета – на олимпийскую «стройку века». Как указывает гендиректор девелоперской компании «Вектор Инвестментс» Дмитрий Бадаев, «многое зависит от того, насколько запросы чиновников совпали с интересами подрядчиков, насколько прозрачной была стадия проектирования и выбора подрядчика».
![](/images/emp.gif)
С одной стороны, судя по западному опыту, город, который готовится к Олимпиаде, за три-четыре года проходит путь развития, который в обычных условиях прошел бы за 10 лет, замечает глава комитета «Деловой России» Александр Федоров. Модернизация устаревшей инфраструктуры – это хорошая идея, в Сочи построят нормальный аэропорт, гостиницы, оборудуют пляж. Но, с другой стороны, продолжает Федоров, есть опасность, что все это реализуют «по-российски»: отпилят часть бюджета, а на оставшиеся средства построят объекты на скорую руку и только для отчета. Положительный опыт проведения Олимпиад в других странах объясняется в том числе и тем, говорит Федоров, что там достаточно строгие правила надзора и коррупция не столь масштабна, как в России.
![](/images/emp.gif)
Аналитик группы «Развитие» Сергей Шандыбин при этом замечает, что на те же средства, которые направляют в Сочи, на самом деле можно было бы развить десяток мировых туристических брендов по всей России, от Балтики до Дальнего Востока. Ставка только на Сочи опасна еще и тем, что в будущем городу потребуются колоссальные усилия, чтобы и дальше поддерживать свой туристический бренд на глобальном уровне. «Однако серьезного опыта территориального маркетинга у местных властей до сих пор не было, и это внушает сомнения в дальнейших перспективах проекта. Если все пустить на самотек, как обычно бывает в России, то дело закончится тихим угасанием популярности курорта до нынешнего уровня и постепенным разрушением построенных объектов из-за нехватки средств на их поддержание», – резюмирует Шандыбин.