![](/images/emp.gif)
Как стало известно "Ъ", ОАО РЖД готовит акционерное соглашение с будущим владельцем 75% акций крупнейшего в России железнодорожного оператора — Первой грузовой компании. Монополия может запретить частному инвестору перепродавать акции в краткосрочном периоде, а также закладывать их без согласия ОАО РЖД. Это еще сильнее сузит круг претендентов на компанию, уже ограниченный рядом требований правительства, а главное — позволит ОАО РЖД сохранить определенный контроль над уже проданным активом.
![](/images/emp.gif)
Претенденты на Первую грузовую компанию (ПГК), которые рассчитывали привлечь финансирование на сделку под залог акций самого оператора, могут лишиться такой возможности. ОАО РЖД разрабатывает акционерное соглашение с будущим новым владельцем ПГК, по которому он не сможет предоставить бумаги оператора в залог без согласия ОАО РЖД. Об этом рассказали источники "Ъ" в правительстве и на рынке. Собеседники "Ъ" в ОАО РЖД подтвердили, что акционерное соглашение обсуждается, но утверждают, что "пока подобных формулировок по ограничению возможностей залога акций" в нем нет. Впрочем, нет и самого документа. По словам одного из собеседников "Ъ", проект соглашения будет готов к 15-20 июня. К этому же времени ОАО РЖД рассчитывает получить распоряжение правительства о продаже акций ПГК.
![](/images/emp.gif)
ОАО "Первая грузовая компания" на 100% принадлежит ОАО РЖД. Управляет более 235 тыс. грузовых вагонов и является крупнейшим собственником парка подвижного состава в СНГ. Выручка ПГК в 2010 году по РСБУ составила 97,1 млрд руб., чистая прибыль — 11,8 млрд руб. В апреле совет директоров РЖД одобрил продажу 75% акций ПГК единым лотом на аукционе. Ожидается, что торги пройдут в августе—октябре 2011 года.
![](/images/emp.gif)
"Акционерное соглашение — это стандартный документ для защиты интересов акционера, теряющего контроль над непубличной компанией",— поясняет собеседник "Ъ" в ОАО РЖД. Вероятно, в него будет включено и положение о запрете перепродажи акций ПГК в коротком периоде для обеспечения стабильной работы, добавляет он. Другие положения источник "Ъ" раскрывать отказался, предложив дождаться окончательного варианта акционерного соглашения.
![](/images/emp.gif)
Но источники в отрасли и правительстве уверены, что ограничение инструментов по привлечению средств может быть принято с целью "еще большего ущемления возможностей потенциальных претендентов на компанию", которые и так оказались ограничены уже согласованными правительством требованиями. В апреле председатель совета директоров ОАО РЖД, вице-премьер Александр Жуков говорил, что ПГК может приобрести только российская компания, не являющаяся государственной и показывающая прибыль. Также претендент должен обладать вагонным парком в объеме не менее 10 тыс. единиц, добавлял президент ОАО РЖД Владимир Якунин. По словам собеседников "Ъ" в монополии, параметры аукциона будут требовать от кандидатов наличия этого парка в собственности по состоянию на 31 декабря 2010 года.
![](/images/emp.gif)
Таким образом, потенциально принять участие в аукционе смогут не более семи работающих на рынке игроков. Основными претендентами на ПГК называют группу Globaltrans, компанию "Нефтетранссервис", Владимира Лисина с его Независимой транспортной компанией (входит в холдинг UCLH), а также Геннадия Тимченко, контролирующего "Трансойл". Стартовая цена пакета установлена на уровне 115,5 млрд руб. "Но выложить за акции $4-5 млрд кэшем почти никто их них не сможет,— полагает собеседник "Ъ" в правительстве.— Поэтому все эти ограничения явно не будут способствовать росту цены ПГК".
![](/images/emp.gif)
Управляющий партнер коллегии адвокатов "Муранов, Черняков и партнеры" Александр Муранов отмечает, что желание ОАО РЖД сохранить ресурс для контроля над крупнейшим игроком отрасли и, возможно, обеспечить приход в ПГК лояльной структуры понятно. "Акционерное соглашение — традиционный инструмент для таких целей, хотя в практике встречаются и более изощренные методы защиты, которые не оставляют претендентам вообще никаких лазеек",— поясняет юрист.
![](/images/emp.gif)
В первую очередь с помощью таких ограничений можно отсечь больших или агрессивных претендентов на ПГК, как, например, Globaltrans, считает Андрей Рожков из ИФК "Метрополь". Аналитик отмечает, что в теории вместо акций будущий владелец мог бы заложить вагоны, как это делают многие компании. "Но поскольку подвижной состав интересует банки меньше, нежели акции, то под вагоны удастся получить на 30% меньше максимального объема в 85-90 млрд руб.",— говорит Андрей Рожков. Однако и этот механизм будущему собственнику использовать будет сложно: даже без акционерного соглашения такая сделка потребовала бы согласия других акционеров, говорит он.
![](/images/emp.gif)
Александр Панченко