Rambler's Top100
Сделать стартовой | Добавить в избранноеРегистрация | Заказать услугу
МойМеталлопрокат.ру|Мой ХОТ|Мой спрос
ЛогинПароль
Март
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Февраль
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
26272829
Яндекс цитирования

Импорт неприятностей. Российский и мировой рынок стали: 21-28 марта 2021 г.

29 марта 2021, 08:00

Прошедшая неделя выдалась очень турбулентной. Она началась с визита Сергея Лаврова в Китай, продолжилась обменом санкциями между Китаем и западными странами и дошла до кульминации при посадке на мель поперек Суэцкого канала застрявшего контейнеровоза.
На мировом рынке стали между тем возникают и растут разрывы. Цены на листовой прокат изменяются совсем в другом ключе, чем на сортовой. В западных странах, Китае и остальном мире наблюдаются совершенно различные тенденции, ведущие к не соответствующим друг другу результатам.
На Западе продолжается взлет цен на листовую продукцию. В Евросоюзе базовые котировки на горячекатаный прокат превысили 800 евро за т EXW, достигнув очередного наивысшего значения с 2008 г., а ArcelorMittal объявила об их повышении до 900 евро за т. В США некоторые компании выставляют предложения из расчета более $1500 за т.
Видимая часть этого айсберга заключается в том, что местные компании по-прежнему не в состоянии полностью удовлетворить внутренний спрос, а импорт ограничивается. Ситуация осложняется тем, что загрузка мощностей европейских и американских металлургов достигла максимально возможного в нынешних обстоятельствах уровня, из-за чего избыточный, разогревающий рынок спрос переходит из месяца в месяц.
В частности, складские запасы в германских сервисных металлоцентрах с конца прошлого года находятся на минимальной отметке за последние три десятилетия и никак не могут возрасти. Более того, по данным Platts, в феврале резервы даже немного сократились, поскольку потребительский спрос превышает поступления металла от производителей. Поэтому трейдеры ставят объемы выше цен и готовы заключать контракты за любые деньги. Между тем, книги заказов металлургических предприятий и так заполнены на три-пять месяцев вперед.
Постоянное увеличение стоимости стальной продукции приносит свои проблемы. Металлотрейдерам и конечным потребителям нужно дополнительное финансирование на закупку конкретно подорожавшего проката. Но банки не дают им этих денег, отказываясь расширять кредитные линии. Это приводит к тому, что некоторым компаниям приходится ограничивать приобретение стальной продукции, снижая загрузку своих мощностей, или вовсе уходить с рынка.
Данная проблема в последнее время приобретает все большую остроту в России. Но то же самое происходит в Европе, США и Китае. Предыдущий абзац — это, вообще-то, цитата из недавней статьи в Platts с небольшим дополнением из материала китайской Mysteel. В связи с этим возникает резонный вопрос: а как долго рынок сможет выдержать эту бешеную раскрутку?
На представительной конференции 2021 International Iron Ore Market Seminar в китайском городе Циндао интересную мысль высказал заместитель генерального секретаря китайской металлургической ассоциации CISA Ван Йиншэн (Wang Yingsheng). По его словам, второй квартал будет очень «горячим» с точки зрения спроса. В Китае его будут формировать, в первую очередь, строительство, где реализуются запущенные в прошлом году в рамках постковидного стимулирования проекты, а во вторую, промышленность, доверху загруженная экспортными заказами на бытовую технику и другие потребительские товары для американских и европейских покупателей.
Однако во втором полугодии, как считает китайский эксперт, ситуация поменяется. Правительство КНР снова ужесточает ограничения на коммерческую покупку недвижимости. В первые два месяца 2021 г. количество новых строек сократилось на 9,4% по сравнению с тем же периодом докризисного 2019 г. А реализация инфраструктурных проектов может сильно замедлиться из-за превышения бюджетов. Стальная продукция в Китае вообще-то сейчас стоит на 35-45% дороже, чем в начале 2020 г. когда о коронавирусе знали только узкие специалисты. Конечно, это не сравнить с Европой и даже Россией, но и подъем цен на прокат более чем на треть плохо укладывается в сметы.
Кроме того, Ван Йиншэн считает, что во второй половине 2021 г. спрос на китайские товары за рубежом упадет вследствие насыщения рынка. А в самой КНР подорожание проката, цветных металлов, пластиков и других ресурсов пройдет по всей производственной цепочке вплоть до готовой продукции и вызовет сужение платежеспособного спроса и на нее.
В западных странах в середине года возможна отмена локдаунов, что должно привести к уменьшению потребления товаров в пользу возрождающейся сферы услуг. Так же не исключено, что будет снижен уровень финансовой поддержки населения. Впрочем, там ситуация очень неоднозначная.
Американский президент Джо Байден 31 марта планирует объявить в Питтсбурге (в этом городе он официально начинал свою президентскую кампанию) о запуске грандиозной программы «Build Back Better» (кто сказал: «Make America Great Again»?!) с бюджетом в $4 трлн. Часть этих средств планируется направить на социальные нужны — строительство детских учреждений, больниц, школ и т. д., а часть — на автострады, мосты и прочую инфраструктуру, а также на «обезуглероживание» американской экономики. В качестве источника финансирования предлагается использовать повышение налогов на богатых, но, очевидно, основную роль будет играть старый добрый печатный станок.
В принципе, США могут себе это позволить. Они занимают уникальное место в системе мирового разделения труда, производя доллары — универсальный стоимостной эквивалент. А так как деньги постоянно вымываются из обращения, скапливаясь в банковских активах и на фондовом рынке, то Штаты, по большому счету, еще и делают доброе дело, создавая из ничего какой-никакой потребительский спрос.
Проблема здесь заключается в том, что четыре триллиона долларов — это чертова прорва денег, большую часть которых предполагается потратить на покупку реальных ресурсов — цемента, металлопроката, цветмета, кремния для солнечных панелей, никеля, лития и кобальта для электромобильных аккумуляторов и прочего, и прочего. О том, что бывает, когда реальный спрос категорически и безнадежно превышает предложение, мы как раз видели в тех же США в последние месяцы на примере листового проката.
Конечно, не факт, что американцы смогут реально запустить и реализовать эту программу, в частности, у них возникнут суровые проблемы с кадровыми ресурсами. Но одно только объявление о ней, поданное СМИ в нужном ключе, может сильно взбудоражить рынки. В частности, вызвав еще один скачок цен на ресурсы и, возможно, укрепление доллара.
Для российской экономики новая американская инициатива сулит новые большие проблемы с удорожанием ресурсов и подъемом экспортного паритета. Не исключено, что снова задрожит в коленках рубль. К тому же, нужно учитывать и усиливающуюся конфронтацию с Западом. ОСК уже жалуется, что западные компании не выполняют свои обязательства о сервисном обслуживании поставленной техники. Российской компании не дали купить двигательный завод в Норвегии. Вероятно, нашим предприятиям станет еще сложнее приобретать в западных странах высокотехнологичное оборудование.
Наконец, еще выше поднимутся цены, прежде всего, на листовой прокат. Ситуация с сортовым выглядит не такой напряженной. Трудности, с которыми столкнулась турецкая экономика, привела к снижению цен на металлолом и заготовку на внешних рынках. А их восстановлению будет препятствовать рекордный рост затрат на морские перевозки. Из-за тотальной нехватки контейнеров и судового тоннажа стоимость доставки за последние полгода подскочила в несколько раз по всем направлениям. Из-за этого экспортерам приходится снижать цены FOB.
Застрявший в Суэцком канале контейнеровоз может еще сильнее обострить ситуацию, хотя и на ограниченный период. В любом случае, транспортный кризис в ближайшие пару-тройку месяцев не закончится. Прекратиться он сможет только после насыщения западных рынков азиатскими товарами и снижения видимого спроса на них, а это произойдет, скорее всего, не раньше второй половины текущего года.
Поэтому цены на арматуру в России в обозримом будущем, скорее всего, останутся в интервале 50-55 тыс. руб. за т с НДС, а вот горячекатаный прокат, вышедший на рубеж 70 тыс. руб. за т, на нем не остановится. В этой связи вспоминается, что в 2018 г. российское правительство смогло обуздать подъем цен на бензин, причиной которого стал тот же рост экспортного паритета. Тогда был введен так называемый демпферный механизм, в рамках которого государство компенсировало нефтяникам прибыли, недополученные из-за того, что внутренние цены удерживались существенно ниже экспортного паритета.
Так почему бы не ввести аналогичную систему и для металлургов? И с тем же условием, что в случае превышения внутренних цен над экспортными они должны будут делиться сверхприбылями с государством. Конечно, это потребует постоянного мониторинга котировок на различные виды проката и значительных расходов, но зато от сокращения затрат на металлопродукцию однозначно выиграет вся экономика!
Понятно, что быстро такие дела не делаются. Но, право слово, хватит постоянно получать проблемы из-за поступающих из-за рубежа неприятностей! Пора создавать эффективные защитные механизмы!
ИИС Металлоснабжение и сбыт

Материалы по теме:
26/03/2024Китай нарастил импорт алюминия в январе-феврале, 60% поставок из России
25/03/2024WSA: мировое производство стали в феврале выросло на 3,7% к прошлому году
22/03/2024Eurostat: импорт алюминиевой проволоки из РФ в январе вырос более чем в 2 раза
21/03/2024Китай отстает в усилиях по достижению целей в области экологически чистой стали к 2025 году
20/03/2024Упадет ли производство стали в Китае в марте на фоне низкого спроса?

Версия для печати: http://www.metalindex.ru/news/tape/2021/03/29/tape_63563.html?template=23
Российский Союз Поставщиков Металлопродукции  
© 2000-2024
Рейтинг@Mail.ru