Штормовые волны. Российский и мировой рынок стали: 11-18 октября 2020 г.

19 октября 2020, 08:12

Вторая волна коронавируса пришла и продолжает накатывать. В некоторых странах уже введены более или менее жесткие карантинные мероприятия. Понятно, что они не идут ни в какое сравнение с весенним «закрытием» экономики, но само их наличие оказывает все более заметное воздействие на рынки.
В России ситуация тоже ухудшается, но вернувшаяся эпидемия пока не затрагивает реальный сектор и лишь в сравнительно небольших масштабах задевает сферу услуг. Как сообщила, выступая на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) глава Роспотребнадзора Анна Попова, для предприятий всех отраслей разработаны алгоритмы действий, позволяющие и в нынешних условиях осуществлять нормальный производственный процесс. Основные риски связаны с работой офисов.
По ее словам, если будут соблюдаться требования о ношении масок и социальном дистанцировании, никаких карантинов и особых мероприятий вообще не понадобится. Экономика должна работать без перебоев. Очевидно, исключения из этого правила могут возникнуть только при условии возникновения резких вспышек и иметь локальный характер.
Российский и мировой рынок стали: 27 сентября — 4 октября 2020 г.
Министр здравоохранения Михаил Мурашко, выступая на том же съезде РСПП, отметил, что в России уже есть две вакцины против коронавируса, а вскоре будет и третья. Начата вакцинация. Пока, правда, в ограниченных масштабах, но на четырех предприятиях налаживается массовый выпуск, а одно уже произвело первую партию вакцины, которая проходит госконтроль. Массовые поставки ожидаются в конце ноября — начале декабря.
Безусловно, это не означает, что можно расслабляться и пренебрегать элементарными правилами эпидемиологической безопасности. Однако нынешняя ситуация несмотря на большие масштабы заболевания все-таки менее тревожная чем весной, когда вирус проходил по ведомству неизвестной угрозы. Сейчас угроза по-прежнему есть, но она известная, а значит, менее опасная.
На первый план поэтому выходят экономические задачи. Восстановление после спада происходит в последнее время весьма медленно, а возвращение на докризисный уровень откладывается до будущего года. Некоторые отрасли, очевидно, смогут выползти из ямы лишь к 2022-2023 гг. К этим аутсайдерам относятся такие направления как нефтегазодобыча вследствие падения спроса на энергоносители за рубежом, транспорт, автомобиле- и вагоностроение.
По данным Доклада РСПП о состоянии делового климата в 2019-2020 гг., в первой половине текущего года сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) организаций (без субъектов малого предпринимательства, кредитных организаций, государственных (муниципальных) учреждений, некредитных финансовых организаций) в действующих ценах сократился на 46,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Причем это произошло в условиях постепенно растущей налоговой нагрузки и значительного административного бремени. А почти две трети опрошенных в августе текущего года компаний сообщили о негативных последствиях для их бизнеса от эпидемии коронавируса, карантина и экономического спада.
Согласно данным опросов РСПП, наиболее серьезными проблемами для российского бизнеса являются увеличение затрат (прежде всего, из-за повышения налогов и тарифов, а также чрезмерно высокого контрольно-надзорного давления) при стагнирующей выручке и снижающейся рентабельности, а также дефицит квалифицированных кадров — рабочих и специалистов. Причем их острота со временем только обостряется.
Это, естественно, плохие новости. Но есть и хорошие. Так, по данным августовского опроса РСПП, более 30% компаний планировали серьезно улучшить свои позиции на рынке, а более 25% рассчитывали вернуться к докризисному уровню доходов не позже, чем через три месяца. Кризис, хотя и причинил много бед, но расчистил рынок от неэффективных, излишне авантюрных, слабых компаний, создав свободные ниши, которые теперь могут разделить между собой лидеры. Точно так же падение курса рубля (больше от психологических, чем от реально экономических факторов) и усиление международной напряженности расширяют возможности для импортозамещения.
Второй положительный аспект заключается в том, что российская экономика действительно переходит от сырьевой к технологической модели. Все меры государственной поддержки реального сектора направлены, прежде всего, на стимулирование выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью. При этом сами компании отмечают возросшую квалификацию специалистов Фонда развития промышленности, региональных фондов, Экспортного центра. Для проектов в приоритетных отраслях стало радикально меньше проблем с финансированием. Но все более важную роль играет качество исполнения замыслов.
Помаленьку улучшается ситуация и с госрегулированием. Эта тенденция, например, проявляется в строительном секторе, где льготная ипотека, инфраструктурные проекты и поддержка застройщиков в последние месяцы удерживали рынок от провала. До сих пор со стороны предприятий отрасли сохраняется очень высокий спрос на прокат с покрытиями и умеренно высокий — на стальные трубы. Цены на продукцию этих категорий продолжает подниматься. Правда, в секторе оцинкованного и окрашенного проката немалую роль сыграл и дефицит предложения, обусловленный нехваткой подката и сужением объемов импорта.
В то же время, арматура, похоже, уже достигла пика и в ближайшем будущем, вероятно, повернется к снижению на споте. Не слишком благоприятными выглядят перспективы и горячекатаного проката. При том, что производители не отказываются от намерения поднять котировки на оба вида продукции в ноябре.
Сейчас соотношение между внутренними ценами и экспортом сдвинуто в сторону зарубежных поставок. Отчасти это воздействие курса рубля, который как-то застрял на уровне 77-79 руб. за доллар и больше не падает, но и не укрепляется. Но не следует забывать еще и о том, что происходит на мировом рынке.
Если в первую неделю октября ситуация представлялась не слишком радужной, то теперь там есть просветы. В Китае понемногу снижаются внутренние цены на стальную продукцию, однако местные производители подняли экспортные котировки. Причем эта тенденция была поддержана и другими участниками азиатского рынка.
Также китайцы возобновили импортные закупки заготовки. Пусть по сравнительно невысоким ценам, преимущественно, в странах АСЕАН, но возобновили. Это означает, что в ближайшее время не произойдет спада в Восточной Азии.
В Турции стало чуть лучше с арматурой, слегка подорожал металлолом. А российским металлургам удалось заключить новые контракты на поставку горячекатаного проката на этот рынок, причем на несколько более высоком уровне, чем в начале текущего месяца.
В Евросоюзе окончательно наступила стабилизация после сентябрьского подъема. Дистрибьюторы и большинство конечных потребителей восполнили запасы, рынок насытился. Поэтому попытки региональных металлургических компаний довести базовые цены на горячекатаный прокат до 520-530 евро за т EXW с поставкой в первом квартале 2021 г. пока безуспешны.
Представляется, что во второй половине октября каких-либо существенных событий в мире не произойдет. Но нас может ждать очень даже штормовой ноябрь.
ИИС Металлоснабжение и сбыт

Материалы по теме:
25/03/2024WSA: мировое производство стали в феврале выросло на 3,7% к прошлому году
21/03/2024Китай отстает в усилиях по достижению целей в области экологически чистой стали к 2025 году
20/03/2024Упадет ли производство стали в Китае в марте на фоне низкого спроса?
15/03/2024Производство готовой стали в Таиланде снизилось в январе на 12,2%
14/03/2024Производство стали и железной руды в Китае будет слабым, а правительственных стимулов не будет

Источник: http://www.metalindex.ru/news/tape/2020/10/19/tape_62504.html
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Участник рейтинга МЕТАЛЛ TOP10 Рейтинг@Mail.ru