Rambler's Top100
Сделать стартовой | Добавить в избранноеРегистрация | Заказать услугу
МойМеталлопрокат.ру|Мой ХОТ|Мой спрос
ЛогинПароль
Март
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Февраль
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
26272829
Яндекс цитирования

На середине марафонской дистанции. Российский и мировой рынок стали: 3-10 мая 2020 г.

12 мая 2020, 08:18

К концу первой недели мая режим жесткого карантина остался только в нескольких странах. Большинство из них, включая Россию, вводят те или иные послабления. В частности, в Москве и Московской области с 12 мая возобновляют работу промышленные предприятия и стройки.
При этом, правда, противоэпидемиологические мероприятия даже усиливаются. Защитные маски становятся обязательными там, где ранее можно было без них обходиться. Почему такой порядок не установили раньше? По самой простой причине – производство масок и другого защитного снаряжения не развернули в достаточной мере, чтобы снабдить им все население. Китаю, чтобы решить эту задачу, потребовалось около четырех недель, в России справились за полтора месяца – тоже приемлемо.
Так или иначе, вопрос о возвращении к прежнему, докризисному образу жизни пока не ставится. Восстановление экономики… тут проблема более сложная.
С одной стороны, в апреле экономический спад в России и так был достаточно умеренный. В частности, по оперативным данным АО «СО ЕЭС», потребление электроэнергии в нашей стране уменьшилось всего на 2,9% по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года. Да, при этом, конечно, вырос спрос в жилищном секторе, но на него приходится только 16% рынка. Промышленность, строительство и транспорт, которые в сумме дают более 40% (при том, что свыше 20% электроэнергии теряется при ее выработке, передаче и распределении) продемонстрировали достаточную устойчивость. Для сравнения, в Западной Европе и некоторых американских штатах во время карантина использование электроэнергии сокращалось на 15-20%.
Впрочем, произвести какой-либо продукт – только часть дела. Нет ничего хорошего, если затраченные ресурсы будут переведены на накопление нераспроданных товарных запасов. По данным Министерства транспорта РФ, перевозка грузов автомобильным транспортом за март — апрель внутри страны упала на 29%. На 14% снизился грузооборот на внутреннем водном транспорте, на 11% - на железных дорогах. Причем, больше всего сократились поставки экспортных товаров – нефти, нефтепродуктов, металлов.
Избыточные запасы к началу мая превратились в серьезную проблему и на российском рынке стальной продукции. Дистрибьюторы, столкнувшиеся с падением видимого спроса, сократили закупки на заводах. А металлургическим предприятиям, со своей стороны, приходится снижать загрузку своих производственных мощностей или переводить их в циклический режим. Больше всего просел, пожалуй, рынок сварных труб малого и среднего диаметра, потребность в которых в конце апреля – начале мая составляла не более 50% от прошлогоднего уровня. Ряд компаний вообще приостановили выпуск данной продукции.
Правда теперь, безусловно, обстановка улучшится. Но насколько и как быстро? Россия в борьбе с коронавирусом идет в запаздывающем режиме по сравнению с многими другими странами. Так что, есть на кого смотреть, и на что ориентироваться.
В Западной Европе, США, Индии, Турции восстановление происходит достаточно медленно. Например, процесс возобновления работы автозаводов растягивается от последней недели апреля до начала второй половины мая. В Италии, где карантин начали ослаблять уже больше двух недель назад, пока не функционируют большинство строек. По оценкам европейской ассоциации Eurometal, объединяющей сервисные металлоцентры, через которые ежегодно проходит порядка 80 млн. т стальной продукции, в мае видимое потребление проката будет на 35-45% меньше, чем в том же месяце прошлого года.
Да и ожидания на июнь в этих регионах не блещут оптимизмом. Индийские специалисты считают, что восстановление национальной строительной отрасли, на долю которой приходится свыше 60% потребления стальной продукции в стране, начнется не ранее октября, когда завершится дождливый сезон.
Турецкие металлургические компании пока не решаются приобретать большие объемы металлолома с поставкой в июне-июле, так как не уверены, что у них в это время будет достаточно заказов. По сравнению с пиком в середине апреля лом в Турции подешевел более чем на $20 за т, а это тянет вниз котировки на заготовку и сортовой прокат.
И вообще, цены на стальную продукцию на мировом рынке сейчас почти везде понижаются. По оценкам Citi, в различных странах мира остановлены доменные печи совокупной мощностью 105 млн. т в год, а это – более 11% от прошлогоднего производства стали за пределами Китая. Тем не менее, предложение везде превышает спрос, а металлургические компании все более активно ищут рынки сбыта за рубежом.
Понижение котировок происходит и в России. Его источником является, прежде всего, спотовый рынок. Малый и средний бизнес, а также строительный сектор, где сосредоточена большая часть спроса в этом сегменте, намного более тяжело переживает кризис, чем крупные предприятия. Поэтому металлургическим компаниям в конечном итоге тоже приходится идти на уступки покупателям и сбавлять цены. Изменится ли эта негативная тенденция в ближайшие несколько недель – большой вопрос.
Западные аналитики вообще закладываются на длительный кризис. По прогнозу World Steel Dynamics, производство стали в странах ОЭСР в текущем году упадет на 22,7% по сравнению с 2019 г. Компания Roskill предсказывает 13,5%-й спад за пределами Китая, причем оговаривает, что сильнее всего просядет выплавка в странах Евросоюза и Северной Америки. А некоторые мощности, которые выводятся из эксплуатации в настоящее время, могут вообще не вернуться в строй снова.
Так, например, американская компания AK Steel объявила, что в июле закроет «с концами» завод Dearborn в районе Детройта, который когда-то считался ведущим металлургическим предприятием, обслуживающим автомобильную отрасль США. Норвежская Norsk Hydro в конце текущего года остановит один из двух заводов в Европе по выпуску прецизионных алюминиевых труб, которые также используются преимущественно в автопроме. В обоих случаях, как подчеркивают компании, проблема не в коронавирусе. Падение платежеспособного спроса на автомобили началось в западных странах еще задолго до начала эпидемии и, очевидно, продолжится после нее.
Вообще-то, это очень нехороший признак. Спрос на легковые автомобили – важный индикатор, показывающий состояние потребительского рынка, уровень доходов населения, наличие либо отсутствие оптимизма и уверенности в будущем. К тому же, эта отрасль и сама по себе создает массу смежников и поддерживает сотни тысяч рабочих мест.
Между тем, затяжной кризис на Западе – это низкие цены на нефть, газ, стальную продукцию и другие ресурсы, экспорт которых составляет немалую часть доходов российского бюджета. Кроме того, если Европа и США так тяжело выходят из коронавирусного спада, кто поручится, что у нас самих будет лучше?!
Впрочем, положительный пример перед нашими глазами тоже есть. И это, естественно, Китай. Кстати, там тоже еще не произошло возвращение к прежнему образу жизни. Там все еще избегают больших скоплений народа, а пассажирское сообщение действует только между теми регионами, которые считаются достаточно безопасными. Однако в Китае полностью восстановился авторынок! В апреле продажи легковых автомобилей оказались выше прошлогодних, хотя и всего на 0,9%. А вот спрос на тяжелые грузовики прибавил сразу 52% по сравнению с отнюдь не кризисным апрелем 2019 г
Безусловно, все эти результаты появились не сами собой. Правительство Китая предпринимает реальные шаги по стимулированию экономического роста. Так, до конца мая администрации провинций смогут выпустить специальные облигации на общую сумму 1 трлн. юаней (более $140 млрд.) для финансирования инфраструктурных проектов. Для малых и средних компаний продлено действие налоговых льгот, а банки получили возможность (и обязанность) выдавать больше беззалоговых кредитов, чтобы поддержать заемными средствами компании, пострадавшие от коронавируса. Вообще, что нравится в Китае, так это то, что банки там должны работать в интересах реального сектора экономики, а не наоборот.
Дальнейшие решения по поддержке экономики, как ожидается, должны быть приняты на сессии Всекитайского собрания народных представителей, что была перенесена с марта на конец мая. И в том, что эти решения последуют, не сомневается никто. Во всяком случае, по данным китайской металлургической ассоциации CISA, уровень загрузки мощностей национальных меткомбинатов по состоянию на 7 мая превысил 89%, что более чем на 15 п.п. превышает показатель середины марта и является максимальной отметкой с сентября прошлого года.
В принципе, и наше российское руководство демонстрирует стремление пойти китайским путем. Крупные государственные корпорации, по крайней мере, не сокращают или сокращают в небольшой степени свои инвестиционные бюджеты. Значительные средства, очевидно, будут выделены на стимулирование инфраструктурного и жилищного строительства. Озвучены достаточно широкие меры по поддержке бизнеса и различных отраслей. Вопрос лишь, как всегда, в исполнении, в том, чтобы воплотить принятые решения в жизнь, спустить их из кремлевских верхов на уровень реальной экономики.
Так или иначе, период самого жесткого карантинного режима остался позади. Но нам еще предстоит одолеть очень длинную дистанцию.
ИИС Металлоснабжение и сбыт

Материалы по теме:
25/03/2024WSA: мировое производство стали в феврале выросло на 3,7% к прошлому году
21/03/2024Китай отстает в усилиях по достижению целей в области экологически чистой стали к 2025 году
20/03/2024Упадет ли производство стали в Китае в марте на фоне низкого спроса?
15/03/2024Производство готовой стали в Таиланде снизилось в январе на 12,2%
14/03/2024Производство стали и железной руды в Китае будет слабым, а правительственных стимулов не будет

Версия для печати: http://www.metalindex.ru/news/tape/2020/05/12/tape_61435.html?template=23
Российский Союз Поставщиков Металлопродукции  
© 2000-2024
Рейтинг@Mail.ru