Rambler's Top100
Сделать стартовой | Добавить в избранноеРегистрация | Заказать услугу
МойМеталлопрокат.ру|Мой ХОТ|Мой спрос
ЛогинПароль
Апрель
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Март
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Яндекс цитирования

Тревожный март. Российский и мировой рынок стали: 23 февраля – 1 марта 2020 г.

02 марта 2020, 08:34

Как уверяют метеорологи, после необычно мягкой зимы последует ранняя весна. Погода и в самом деле уже не совсем зимняя, а вот настроения у многих отнюдь не самые весенние. Слишком много проблем несет с собой новый месяц.
Безусловно, проблема номер один — коронавирус, который перестал быть только китайским. Когда казалось, что власти КНР переломили ход борьбы с заразой, а экономика страны начала восстанавливаться после многодневных карантинов, новые вспышки пошли по миру. Южная Корея, Иран, а теперь еще Италия и далее по всей Европе — в непосредственной близости от наших границ.

Влияние этого фактора ощущается все сильнее. В различных странах мира остановились автозаводы из-за не поступивших вовремя из Китая комплектующих. В Женеве отменен международный автосалон, который должен был стартовать 2 марта, а в Италии не состоялись футбольные матчи, перенесены на неопределенный срок выставки "Tube&Wire" в Дюссельдорфе. И этот список, очевидно, будет продолжаться.

Нефтяные котировки на сорт «брент» в ходе торгов 28 февраля опустились ниже отметки $50 за баррель. В предыдущий раз это случалось в канун Рождества 2018 г., а цена закрытия находилась на уровне менее $50 за баррель в июле 2017 г. До минимального показателя за полгода подешевел рубль. И, к сожалению, нет оснований ожидать, что в ближайшие дни станет лучше.

На мировом рынке стали пока спокойно. На всех основных региональных рынках на прошлой неделе наблюдался медленный рост. Китайские металлургические компании в конце февраля предприняли попытку поднять экспортные котировки на горячекатаный прокат. В Европе производители также продолжают упорно толкать цены вверх. В Германии предложения по горячекатаным рулонам на второй квартал достигают 480-490 евро за т. Турецкие компании снова довели стоимость данной продукции до более $500 за т FOB. Отдельные продажи российской заготовки осуществлялись более чем по $400 за т FOB – впервые почти за полтора месяца.

Однако риски разворота вниз нарастают. В Европе главной проблемой становится коронавирус и обуславливаемые им карантинные меры. Впрочем, экономика региона и так находится не в лучшем состоянии. Неважно чувствует себя германское машиностроение. До опасной черты дошел конфликт в Сирии. Из-за этого может прекратиться осторожный рост в Турции.

Очень далек от благополучия Китай. По состоянию на 24 февраля, мощности ведущих национальных машиностроительных компаний были загружены менее чем на 70%, а на рабочие места вернулись менее 50% сотрудников. Для стройки выход на этот уровень ожидается только во второй половине марта. Пока даже в секторе инфраструктурного строительства запустились только 25-35% крупных проектов.

Но главная проблема китайского рынка стали — накопление складских запасов. В частности, по состоянию на 27 февраля на предприятиях и в металлоторговой сети скопилось почти 20 млн. т арматуры — в полтора раза больше, чем годом ранее. Впрочем, в конце прошедшего месяца стройка начала оживать, а металлургические компании резко сократили выпуск проката строительного назначения. С листовым прокатом дела обстоят не лучше. С одной стороны, его потребление рухнуло в феврале не так сильно, как арматуры — на 30-50% против 75%, по оценкам Platts. С другой, в меньшей степени уменьшилось и производство этой продукции.

Во второй половине февраля китайские компании почти монополизировали азиатский рынок листового проката, по крайней мере, его низший ценовой сегмент. Ни российской, ни индийской продукции в этот период в продажу во Вьетнам не поступало. Правда, если в середине месяца не редкость были предложения китайских рулонов по $440 за т FOB, то в конце месяца минимальный уровень возрос до $450 за т. Но избыточные запасы продолжают давить на рынок. В марте и, очевидно, апреле эти излишки китайским рынком востребованы не будут.

Вообще, впереди возможны два сценария. Во-первых, китайские меткомбинаты в марте могут пойти на радикальное снижение производства, чтобы сбалансировать национальный рынок. Тогда с гарантией ухнет вниз железная руда, которая потянет за собой стальную продукцию. Во-вторых, может продолжиться экспортная экспансия китайцев. Тогда в Азии подешевеет листовой и сортовой прокат. Так или иначе, роста в обозримом будущем не просматривается.

Избыток предложения характерен и для нынешнего российского рынка. Дистрибьюторы и производители сварных труб закупили большие объемы листовой продукции в конце прошлого года по сравнительно низким ценам. Сейчас меткомбинаты пытаются взвинтить отпускные цены, но получается у них плохо. Скорее всего, в конечном итоге им придется пойти на уступки. В то же время, перепроизводство арматуры должно в марте сократиться, так что рынок станет более сбалансированным. Но вот к повышению котировок на эту продукцию не готовы ни металлотрейдерские компании, ни конечные потребители.

Текущая обстановка в целом выглядит весьма неблагоприятной для российского бизнеса. В мягкую зиму, как отмечают коллеги-аналитики, не было обычного сезонного провала по стройке, а значит, не будет и существенного весеннего роста. Да и откуда ему взяться, если в жилищном секторе объем возводимых площадей за последние два года упал на 40%?! Падение рентабельности из-за возросших затрат и стагнирующих цен на конечную продукцию буквально разъедает реальный сектор экономики и сжирает платежеспособный спрос. Если все так и будет продолжаться, в ближайшее время мы увидим массовые банкротства малых и средних компаний, которые полностью исчерпают финансовые ресурсы.

Что может помочь в этой ситуации? Российской экономике нужен скачок — мощный прилив, который «приподнимает все лодки». И, безусловно, кардинальная реформа системы госзакупок, которая позволит вывести из игры всевозможные «шарашкины конторы», забивающие все тендеры бессмысленной и беспощадной дешевизной. Отрадно, что и та, и другая задача находятся на повестке дня правительства. Но сколько времени ждать, когда обсуждение проблем и поиск решений превратятся в реальные изменения?! В отношении строительного сектора конкретные предложения ожидаются в апреле. Плюс несколько месяцев на исполнение и внедрение новых практик. К сожалению, современная экономика — жутко сложная и инерционная система. Чтобы изменить ее курс, понадобится очень много времени и усилий.

Что поделать, строить — не ломать, а ломать — не строить. Любой сложный механизм можно легко и непринужденно превратить в утиль парочкой ударов молотка или лома (в зависимости от масштабов). Поэтому коронавирус и борьба с ним могут очень просто разрушить нормальную экономическую деятельность и вообще повседневную жизнь. В нынешнем глобализированном мире очень трудно защититься от подобной напасти. И поэтому так важно искренне пожелать друг другу: «Будьте здоровы!»
ИИС «Металлоснабжение и сбыт»

Материалы по теме:
26/04/2024WV Stahl вводит стандарт LESS для сертификации "низкоуглеродистой" стали
26/04/2024POSCO назвала производство стали приоритетом и ищет слияний и поглощений
26/04/2024В марте импорт нержавеющей стали в КНР значительно сократился, а экспорт из страны вырос
24/04/2024Итальянский рынок г/к стального рулона стагнирует, котировки незначительно колеблются
18/04/2024Цена на железную руду достигла 5-недельного максимума на фоне улучшения рынка стали

Версия для печати: http://www.metalindex.ru/news/tape/2020/03/02/tape_60980.html?template=23
Российский Союз Поставщиков Металлопродукции  
© 2000-2024
Рейтинг@Mail.ru