Rambler's Top100
Сделать стартовой | Добавить в избранноеРегистрация | Заказать услугу
МойМеталлопрокат.ру|Мой ХОТ|Мой спрос
ЛогинПароль
Апрель
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Март
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Яндекс цитирования

Есть ли у вас программа? Российский и мировой рынок стали: 8-15 сентября 2019 г.

16 сентября 2019, 08:41

Московский финансовый форум, состоявшийся 12-13 сентября, дал ответы на некоторые вопросы, но еще больше сложных мест так и осталось не проясненными. Так, в принципе, понятно, за счет чего может ускорить свой рост российская экономика, но не ясно, как этот рост организовать, т. е. наполнить имеющиеся концепции реальными делами.
Между тем, в ближайшие годы нам, пожалуй, придется осваивать искусство развития с опорой на собственные силы. Обстановка в мировой экономике становится все более тревожной. Рынок стали падает. Ухудшение внешней конъюнктуры способствует снижению и явно завышенных летних цен на прокат в России, но основной проблемой для отечественных поставщиков все-таки остается недостаточный внутренний спрос. И хотя разговоров о том, как поднять нашу экономику, очень много, заметных улучшений пока не происходит.
Вопрос о том, почему профицит российского бюджета, национальные проекты и финансовая стабильность никак не могут трансформироваться в реальные зримые достижения, предсказуемо оказался в центре внимания Московского форума. Однако четких и понятных ответов, которые могли бы стать основой для конкретных действий, пожалуй, так и не было найдено.
Правительство сейчас, похоже, проходит стадию написания различных программ — перехода к новым принципам управления, стимулирования инвестиционной деятельности, мер по поддержке строительной отрасли, обновлению общественного транспорта в десяти крупных городах страны и так далее, и тому подобное. Не завершен пока и процесс составления федеральных программ, по которым должна проводиться реализация национальных проектов.
В принципе, вещь это нужная и даже полезная, поскольку, как минимум, помогает «проговорить» и понять многие важные вещи. Проблема лишь в том, что между пунктами «улучшить...», «углубить...» и «внедрить», с одной стороны, и реальным углублением, улучшением и внедрением, как правило, пролегает дистанция огромного размера, часто непреодолимая.
Дискуссии в рамках Форума также в целом показали, что деньги не являются универсальным инструментом в решении экономических проблем государства. То, что бюджет полон, а к нему уже можно добавлять средства из Фонда национального благосостояния, - это очень хорошо. Но вот потратить эти средства с умом, толком и пользой, как оказалось, - очень не простая наука. То, что нацпроекты недофинансируются, - не только вина, но и беда их идеологов и главных исполнителей.
Глава ЦБ России Эльвира Набиуллина, выступая на банковском форуме в Сочи, в очередной раз заявила, что экономический рост нельзя ускорить мерами кредитно-денежной политики, а использовать для этой цели «печатный станок» вообще противопоказано. То, что дешевые деньги — не панацея для экономики, доказано Евросоюзом, где ключевая ставка стоит на нуле, а с 1 ноября стартует новая серия программы «количественного смягчения», т. е. скупки различных мусорных активов с нулевой ценностью, но по балансовой стоимости. Как раз именно Европа в последние месяцы переживает экономическую стагнацию, причем, за нее еще всерьез не брались Штаты. Хотя у президента Дональда Трампа в запасе остается отложенное решение по пошлинам на европейские автомобили и автокомпоненты.
Российские проблемы отчасти сходны с европейскими — и у нас, и у них похожие трудности со снижающимся платежеспособным спросом. Но в Европе еще есть и рынок капитала, который практически полностью отсутствует в России. Отечественным компаниям, если это не «голубые фишки», можно взять деньги только в банке, а финансовые учреждения как всякие уважающие себя монополисты берут за свои услуги непомерно высокую плату. С этой точки зрения процентные ставки в России и в самом деле очень высоки, но не столько из-за политики Центробанка, сколько из-за неразвитости небанковских каналов финансирования. Однако же и сам российский бизнес не без греха, так что наличие высокой банковской премии «за риск» вполне объяснимо.
Доверие и компетенция — одни из самых дефицитных ресурсов в российской экономике. Все специальные инвестиционные контракты и другие меры государственной поддержки инвестиций работают у нас фактически в ручном режиме, что, кстати, показали и дискуссии на Московском форуме. Госкорпорации, крупные российские и иностранные компании, заключая соглашения с государством, по крайней мере, отвечают свои слова и чересчур крупные и заметные, чтобы спрятаться. Отбором заслуживающих доверия предпринимателей и реально интересных и перспективных проектов занимается — и очень эффективно — ФРП. Но экономический рост в стране ускорится, лишь когда эта бизнес-элита увлечет за собой массы. А этого пока не происходит.
Некоторые участники Форума утверждали, что у нас, мол, «граната»... то есть, конечно, система управления не той системы либо слишком много государства в экономике. И по-видимому, в некоторой степени это так. Но не потому, что в России слишком большая часть ВВП создается в госсекторе либо в рамках государственных заказов — как показывает опыт последних лет, это, скорее благо, поскольку облегчает реализацию долгосрочных стратегических проектов.
Проблема, вероятно, заключается в том, что российский средний и малый бизнес плотно обложен «флажками» нормативных актов. И очень трудно в реальной работе не коснуться хотя бы одного из них и не получить в ответ штраф и кучу проблем на свою голову. Вряд ли здесь сильно поможет «регуляторная гильотина», о которой много говорят в правительстве: дело-то не в количестве проверок и предписаний, а в их качестве, т. е. сложности соблюдения правил и карах за их нарушения. О госзакупках, откатах и сращивании недобросовестного бизнеса с местным начальством можно даже не говорить. Эти гири на ногах российской экономики, наверное, в принципе неснимаемые.
Вот и получается, что единственная возможность ускорения роста российской экономики на данный момент — это крупные государственные и частные проекты, которые, по крайней мере, будут реализованы, а выделенные на них средства в какой-то степени дойдут до реальных отечественных поставщиков продукции и исполнителей услуг. Надо только подождать, пока напишут соответствующую программу и все-таки начнут строить. Скорее всего, процесс пойдет даже не в 2020-том, а, скорее, в 2021 г. Вот тогда можно будет рассчитывать на увеличение спроса на стальную продукцию в России и новые заказы, правда, по большей части, напрямую для металлургических предприятий.
Хорошо, если к тому времени не произойдут серьезные неприятности за рубежом, где уже сейчас весьма тревожно. Мировой рынок стали в начале сентября сильно просел. Во многих сегментах цены упали на уровень двухлетней давности или даже февраля 2017 г. Обвалились котировки на заготовку и горячекатаный прокат российского производства, причем спрос на них просто недостаточный, одним только понижением цен его не восстановишь.
Еще один характерный сигнал — в последнее время заметно изменилось содержание рубрики «Черная металлургия за рубежом» на сайте МСС. Количество новостей о запуске новых проектов и даже заказах нового оборудования сильно сократилось по сравнению с первой половиной прошлого года. Никто ни во что не хочет инвестировать. На прежнем уровне держится только Китай.
Экономика КНР тоже находится под ударом. Торговая война со США действительно привела к сокращению экспорта (хотя американский экспорт в Китай уменьшился еще сильнее), больше года продолжается спад в автомобилестроении. Власти реагируют на это принятием новых стимулирующих мер — так, недавно китайским банкам снизили норму резервирования, что дает им возможность выдавать больше кредитов. Но как долго еще удастся проводить такую политику без серьезных видимых последствий, большой вопрос.
Сейчас в Китае рынок стали выходит на пик потребления перед празднованием 70-й годовщины основания КНР в начале октября. Стоимость проката в стране снова возросла, а железная руда вообще неожиданно скакнула почти до $100 за т. Это может способствовать стабилизации и даже повышению котировок на других рынках. Но в общемировом масштабе положение все равно остается неустойчивым. Вполне вероятно, что мир просто подталкивают к новому глобальному экономическому кризису.
И вот тогда иметь хоть какую-то программу действий будет лучше, чем не иметь никакой.
ИИС Металлоснабжение и сбыт

Материалы по теме:
17/04/2024Производство стали в Китае в марте снизилось почти на 8% из-за сокращения производства
17/04/2024Солнечная энергетика обрекла рынок серебра на дефицит?
15/04/2024Thyssenkrupp сократит мощности по производству стали в Дуйсбурге и рабочие места
15/04/2024Китайский экспорт стали в марте приблизился к 8-летнему максимуму
12/04/2024WSA объявила чемпионов по устойчивому развитию стали 2024 года

Версия для печати: http://www.metalindex.ru/news/tape/2019/09/16/tape_59859.html?template=23
Российский Союз Поставщиков Металлопродукции  
© 2000-2024
Рейтинг@Mail.ru