
Улучшить технологию соединения деталей из алюминиевых и титановых сплавов для аэрокосмической и транспортной промышленности смогли ученые НИУ БелГУ, сообщают РИА Новости со ссылкой на пресс-службу вуза. Результаты исследования защищены патентом на территории Российской Федерации.

Сварка деталей из этих двух сплавов представляет собой сложную задачу из-за различия их теплофизических свойств и образования интерметаллидных соединений в месте зоне алюминиевой и титановой заготовок, что снижает прочность сварного шва.

Специалисты БелГУ разработали способ улучшения качества сварки методом трения с перемешиванием. По этой технологии по границе двух свариваемых деталей движется вращающийся с большой скоростью инструмент, разогревающий и перемешивающий материалы в зоне шва.

Для уменьшения толщины интерметаллидного слоя учены БелГУ предложили внедрение инструмента только в алюминиевую деталь, не доходя до титановой части на 50 микрон. В результате механического перемешивания сплавов с разной основой нет, а их соединение происходит за счет "проникновения" атомов алюминия в поверхность титановой детали.

"Применение данного подхода позволяет существенно понизить температуру на границе деталей и тем самым сократить толщину интерметаллидного слоя… В ходе их механических испытаний разрушение было выявлено в области исходной алюминиевой заготовки, а не в зоне сварного шва", — отмечает Миронов.

Стоит добавить, что в начале 2023 года португальские исследователи также получили достаточно хорошие результаты при соединении деталей из титановых и алюминиевых сплавов при использовании похожего метода сварки.