Rambler's Top100
Сделать стартовой | Добавить в избранноеРегистрация | Заказать услугу
МойМеталлопрокат.ру|Мой ХОТ|Мой спрос
ЛогинПароль
Сентябрь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Август
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Яндекс цитирования

Нашел баланс, так не теряй его! Российский и мировой рынок стали: 3-10 марта 2024 г.

11 марта 2024, 10:13

На прошлой неделе фестивалили вовсю. И на Всемирном фестивале молодежи в Сочи, и на Международном форуме «Лом черных и цветных металлов» в Москве, и на других конференциях и площадках.
В ходе данных мероприятий прозвучало немало интересных выступлений, в том числе, прямо касающихся отечественной металлургической промышленности и российского рынка стальной продукции.
Подсчитаны, в частности, объемы потребления стали в прошлом году. По данным ассоциации «Русская сталь», оно прибавило 7,4% по сравнению с 2022 г. Причем стройка продемонстрировала рост на 8,5%, а машиностроение — на 10,2%. Снизился, правда, видимый спрос со стороны энергетики, к которой отнесли и нефтегазодобывающую отрасль, но это вполне логично и ожидаемо.
Впрочем, прошлый год уже прошел, и самый важный вопрос заключается в том, чего ждать в текущем году? В Минпромторге настроены с достаточным оптимизмом. Несмотря на тот ущерб, что наносят экономике высокие процентные ставки, падения не ожидается, а прогнозируется рост потребления на 1-2%.
Основания для таких прогнозов, безусловно, есть. Прежде всего, в жилищном секторе сейчас запущено рекордное количество строек. Они и должны поддержать спрос во время достаточно болезненной коррекции в отрасли. В правительстве, очевидно, поверили в то, что основной причиной подъема цен на недвижимость в 2020-2022 гг. было льготное ипотечное кредитование. Возможно, это не совсем так, но льготы сворачивают, хотя часть, безусловно, оставят. Рыночная же ипотека заработает только тогда, когда ставки по ней опустятся хотя бы до 7-8%, а этого придется ждать долго.
Тем не менее, на ближайший год жилищное строительство существенного падения металлопотребления показать не должно. А если что и будет, то компенсируется инфраструктурным строительством и широкомасштабной программой восстановления новых регионов.
Очевидно, продолжится рост в машиностроении. За два года большинство отраслей российской промышленности преодолели кризис и развернули импортозамещение. В отечественной металлургии заметно увеличилась доля российского оборудования, налажено изготовление комплектующих к различным видам иностранной техники, осваивается выпуск прокатных валков, кристаллизаторов и многих других нужных вещей, импорт которых сейчас затруднен.
Представители металлургических компаний также рассказывают о том, как замещают высококачественную стальную продукцию, которая ранее импортировалась из Европы и других недружественных стран. При этом, большая часть такой продукции востребована именно машиностроением. На российский металл начинают переходить китайские производители автомобилей, расширившие свое присутствие в нашей стране уже после санкций. Увеличивается локализация и в отрасли производства бытовой техники.
Таким образом, положительные тенденции есть, и они будут развиваться в текущем году. Однако имеются и риски. В частности, по данным Ассоциации переработчиков лома черных и цветных металлов РУСЛОМ.КОМ, в первые два месяца текущего года видимый спрос на прокат строительного назначения сократился примерно на 10% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.
В принципе, покупательская активность в начале 2023 г. была, можно сказать, аномально высокой, сейчас этого нет. Но проблема действительно есть, и называется она — избыток складских запасов. По данным Минпромторга, в прошлом году российский экспорт стальной продукции остался примерно на том же уровне, что и в 2022 г., спад составил только около 1%. Но по сравнению с 2021 г. внешние поставки сократились более чем на 7 млн. т, при том, что производство стали — менее чем на 2 млн. т. Прошлогоднее потребление стальной продукции в России превысило уровень 2021 г., но все-таки, не на 5 млн. т. Поэтому есть подозрение, что неучтенные излишки пошли на увеличение запасов, в первую очередь, сварных труб, горячекатаного листа, арматуры.
В текущем году российское производство стали, возможно, немного сократится из-за весьма обширной программы ремонтов на металлургических предприятий. И это положительный фактор, так как позволит уменьшить излишки на складах. При этом цены на стальную продукцию должны остаться относительно стабильными.
Кстати, это позиция Минпромторга, где не видят факторов для увеличения стоимости стальной продукции и металлургического сырья. Поэтому за необоснованные повышения в ближайшие месяцы по головке точно не погладят, а проведут точечное воздействие на совсем другую часть тела.
Если не произойдет ничего непредвиденного и неприятного, на российском рынке стальной продукции в этом году должно быть более-менее благополучно. Чего пока нельзя сказать о мировом. В последние недели цены на нем снижаются и находятся сейчас приблизительно на уровне ноября прошлого года.
С начала текущего месяца стоимость китайского горячекатаного проката на внешних рынках опустилась на $10-15 за т. Турецкие компании сбили цены на импортный металлолом до менее $380 за т CFR, но и сами были вынуждены сбавить экспортные котировки на арматуру до $600 за т FOB и ниже. В Южной Европе горячекатаный прокат только за последнюю неделю подешевел более чем на 20 евро за т и предлагается местными производителями существенно дешевле 700 евро за т EXW. И ведь не берут!
Причин у этого понижения хватает. Прежде всего, это неблагоприятные тенденции в экономике, особенно, европейской. В мусульманских странах только что начался Рамадан. Видимый спрос на стальную продукцию везде низкий, предложение избыточное. Наконец (или, возможно, в первую очередь), спад на национальном рынке демонстрирует Китай. Биржевые и спотовые котировки на арматуру и горячекатаный прокат находятся там на минимальных отметках с конца октября прошлого года.
Это немного неожиданно, потому что от Китая ждали роста. Более того, главные китайские эксперты из компании Mysteel продолжают ждать роста. В принципе, это логично, так как, по данным той же Mysteel, в конце февраля в стране функционировали только 39,4% строек. Надо понимать, что в ближайшее время они раскрутятся. Только повышение в таком случае будет, скорее, иметь восстановительный характер.
Вообще, возникает впечатление, что китайский спад целиком и полностью вызван эффектом избыточных ожиданий. На самом деле, власти КНР установили на текущий год достаточно высокую планку экономического роста — 5,0%. В прошлом году, правда, было 5,2%, но в эту цифру необходимо включить и восстановление после ковида.
В текущем году местные органы власти должны выпустить облигации на 3,9 трлн. юаней ($540 млрд. или почти 50 трлн. руб.) для финансирования различных проектов. Также запланирована эмиссия сверхдлинных гособлигаций на 1 трлн. юаней. Объявлена новая инициатива по обновлению основных фондов промышленных предприятий и обмене старой бытовой техники и автомобилей на новые.
Однако все это, похоже, меркнет на фоне кризиса в жилищном строительстве. Компания Country Garden, один из крупнейших китайских девелоперов, по итогам февраля сообщила о падении продаж на 85% (!) по сравнению с тем же месяцем прошлого года. А в среднем по первой сотне в отрасли спад составил около 60%.
Цены на недвижимость продолжают снижение, так что покупатели выжидают, а строительные компании находятся под реальной угрозой краха. Прогнозы на текущий год неутешительные. Та же Country Garden надеется сдать в текущем году около 480 тыс. квартир против более 600 тыс. в 2023 г. Государство составило «белый список» строительных проектов, которые должны быть обязательно доведены до конца, но не собирается, да и не может оказать девелоперам более существенную поддержку. Таких денег даже в Китае не наберется. В результате местному рынку стальной продукции, возможно, еще долго придется восстанавливать утраченный баланс.
Чего еще было интересного на прошлой неделе? Наконец, впервые на высоком уровне было вслух сказано, что экология — это одно, а навязываемая извне «климатическая повестка» - это совсем другое. Металлурги и другие промышленники должны бороться за чистоту воды и воздуха, сокращая выбросы вредных соединений серы и азота, пыли и других вредных веществ. Но борьба на снижение эмиссии углекислого газа и прочие ESG — это, скажем так, не совсем нужная блажь.
Можно понять, когда «повестку» продвигает Китай. Там производство оборудования и материалов для энергоперехода — огромная отрасль. Так, мощности по выпуску солнечных панелей в КНР в три раза превосходят глобальное потребление. Можно понять Индию и Тайвань, где металлурги внедряют «зеленые» технологии, чтобы сохранить доступ на европейский рынок, где в 2026 г. должны быть введены углеродные тарифы. Но нашим-то компаниям зачем это нужно?
Энергопереход в металлургии — это сложно и дорого. Европейская комиссия уже утвердила субсидии на сумму более 7 млрд. евро для менее 10 проектов строительства электродуговых печей и модулей прямого восстановления железа на ряде меткомбинатов. Металлургическим компаниям придется вложить, как минимум, столько же. При этом они отнюдь не уверены в том, что смогут поддерживать свое непрерывное производство только на возобновляемых источниках энергии, а «зеленый» водород будет поступать на предприятия стабильно и по приемлемым ценам.
По оценкам европейских специалистов, себестоимость «зеленого» горячекатаного проката будет на 200-300 евро за т выше, чем традиционного. Довольно много европейских компаний, впрочем, заявили, что готовы его покупать, чтобы сократить свои «косвенные» выбросы углекислого газа. Но это уже вопрос не экономики, а политики, идеологии, тоталитарной псевдорелигиозной секты (нужное подчеркнуть, недостающее вписать).
Углеродных тарифов не стоит бояться. В итоге их все равно будет платить конечный потребитель. А на нашем внутреннем рынке цены на металл и энергию должны быть нормальными, а не искусственно завышенными. Во всем надо соблюдать баланс и не терять его.
ИИС «Металлоснабжение и сбыт»

Материалы по теме:
12/09/2024Индия разработает политику в области «зеленой» стали
12/09/2024Индия введет пошлины до 30% на некоторые виды импортируемой стали из Китая и Вьетнама
12/09/2024Cochilco снизил прогноз по цене меди в 2024 году
11/09/2024Индия на пути к достижению цели в 300 миллионов тонн стали к 2030 году
10/09/2024Китай добавит сталь и алюминий на рынок квот углерода в конце 2024 года

Версия для печати: http://www.metalindex.ru/news/2024/03/11/news_68062.html?template=23
Российский Союз Поставщиков Металлопродукции  
© 2000-2024
Рейтинг@Mail.ru