Генпрокуратура требует передать в собственность государства три завода Челябинского электрометаллургического комбината (ЧЭМК) на основании того, что проведенная в 1990-е приватизация была незаконной. Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на иск к владельцам предприятий Юрию и Людмиле Антиповым и их компании «Эталон».
В иске об истребовании акций предприятий промышленной группы ЧЭМК (по данным холдинга, производят 90% ферросплавов в России и принадлежат АО «Компания "Эталон"» Юрия и Людмилы Антиповых) Генпрокуратура заявляет, что ответчики противоправным путем завладели в 1990-е годы Серовским заводом ферросплавов, Челябинским электрометаллургическим комбинатом и Кузнецким заводом ферросплавов, а далее вывели активы за рубеж «с целью нанесения ущерба национальным интересам, обороне и безопасности страны».
Генпрокуратура считает, что заводы «входили с оборонными предприятиями в тесно связанную кооперационную группу», поэтому, согласно п. 2.2.1 Программы приватизации на 1992 год, решение об акционировании и передаче предприятий в частную собственность «относилось исключительно к компетенции правительства Российской Федерации», и кабмин такого решения не принимал. А решения Свердловского и Челябинского областных комитетов по управлению госимуществом, а также Кузбасского филиала по управлению госимуществом Кемеровской области было принято с явным «превышением полномочий».
Более того, завода, «представляющих стратегическое значение для обеспечения обороны и безопасности страны», «попали под контроль резидентов недружественных государств», в частности канадско-швейцарской RFA International. А «Антипов Ю. В. и связанные с ним лица выводят на свои счета под видом дивидендов и получаемых от заводов займов».
Группа ЧЭМК подчеркивает, что не является частью ВПК, а ферросплавы поставляют металлургическим предприятиям — «Северстали», НЛМК, ММК и другим, после чего те уже сами отправляют сталь оборонным заводам. Наличие же взаимоотношений с зарубежными клиентами и трейдерами абсолютно нормально, поскольку компания часть продукции поставляет на экспорт, как и «абсолютно все отечественные промышленники».
— Это дело не является единичным, после «Башнефти» такие иски стали регулярно заявляться Генпрокуратурой. Обычно аргументация ответчиков об истечении как трехлетнего, так и объективного 10-летнего срока исковой давности, который изначально в российском правовом регулировании был задуман как один из вариантов защиты от возможной деприватизации и на который можно ссылаться, с сентября 2023 года отклоняется судами, — обратила внимание старший юрист компании ProLegals Ольга Жукова в интервью ИА 74.ru. Эксперт навскидку перечислила несколько названий — «Башнефть», Башкирская содовая компания, ТГК-2, «Метафракс Кемикалс», «Кучуксульфат», Соликамский магниевый завод. Все эти предприятия обращены в государственную собственность за последние пару лет.