Правительство России договорилось с металлургами о размере повышения налогов. Процесс шел довольно болезненно, но достаточно стремительно. Специально для журнала «Металлоснабжение и сбыт» ситуацию проанализировал Андрей Тенишев, заведующий кафедрой конкурентного права РАНХиГС при Президенте РФ (в 2013-2021 годах - начальник управления по борьбе с картелями ФАС России).
Третий подход к увеличению налогов для металлургов оказался более успешным, чем предыдущие. Напомним, что с 1 января 2021 года НДПИ для отрасли был увеличен в 3,5 раза. Правительство тогда объяснило это необходимостью привлечь дополнительные средства в бюджет на реализацию антикризисных мер. По оценкам Минфина, это около 56 млрд рублей в год.
До 31 декабря 2021 года действуют госпошлины на экспорт черных и цветных металлов – общая в объеме 15% и специальная. Такое изъятие оценивается примерно в 160 млрд рублей.
Вместе с приходом нового, 2022 года, срок действия экспортных пошлин закончится. Что дальше?
Минфину России поручено доработать проект федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» с учетом состоявшегося обсуждения и принятых решений и представить в правительство. Правительство показывает тем самым необходимость комплексного подхода к законотворчеству, что верно и логично.
Возможно, есть смысл пойти дальше и ввести в юридический и экономический оборот понятие «налог на сверхприбыль», который будет действовать точечно, как это происходит в развитых странах. Для компаний правила игры станут более прозрачными. Они будут осознавать, что при получении сверхдоходов у них появится обязательство отчислять то, что положено по закону.
Но есть и другой путь - отказаться от изъятия сверхдоходов и законодательно обязать компании вкладывать эти средства в развитие при условии согласования инвестиционных программ с государством. Кроме того, бизнесу не помешает поддержка в конкуренции на глобальных рынках. Она также даст свой эффект, в том числе, - в виде роста налоговых платежей.