Rambler's Top100
Сделать стартовой | Добавить в избранноеРегистрация | Заказать услугу
МойМеталлопрокат.ру|Мой ХОТ|Мой спрос
ЛогинПароль
Апрель
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Март
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Яндекс цитирования

Высокое напряжение. Российский и мировой рынок стали: 6-13 декабря 2020 г.

14 декабря 2020, 08:14

Человеку свойственно верить в лучшее. Особенно, когда позади — жуткий ковидный год, а в конце туннеля появились далекие отблески света. Даже призрака антикоронавирусной вакцины хватило, чтобы взорвать рынки.
Резкое повышение спроса, вызвавшее взлет цен на стальную продукцию по всему миру, как раз и было обусловлено приступом всеобщего оптимизма. Пусть вакцинация еще только начинается, пусть ее реальное воздействие, по мнению специалистов, мир увидит не раньше середины следующего года, но в перспективе эпидемии и вызванным ею ограничениям все равно конец! А приход в вашингтонский Белый Дом этого милого дедушки Байден, как по волшебству, вернет весь западный мир в старые добрые времена!
Если в 2019 и 2020 гг. запасы, в основном, сокращались, то в последние несколько недель все начали, как сумасшедшие, пополнять резервы. Этот ажиотажный спрос породил дефицит, который еще сильнее раскрутил всеобщий ажиотаж.
По данным итальянской металлоторговой ассоциации Assofermet Acciai, за 2019 и 2020 гг. уровень складских запасов проката в европейской сбытовой сети уменьшился на 19 млн. т. А сейчас участники рынка стремятся вернуть резервы на уровень 2018 г.
При этом в Европе по-прежнему простаивают 10 доменных печей, на которые приходится 17% мощностей региональных меткомбинатов. А восполнить недостающее за счет импорта того же горячекатаного проката нельзя — не дают квоты, которые были не только снижены с июля 2020 г., но и переведены на квартальную основу, да еще и с лимитами для ведущих поставщиков.
Впрочем, так можно объяснить скачок цен в Евросоюзе, где базовые цены на горячекатаный прокат достигли 600 евро за т EXW, а производители предлагают уже новый ориентир — 650 евро за т. Однако стоимость стальной продукции в большей или меньшей степени взлетела по всему миру. Причем это не чисто спекулятивный рост, как в 2008 г., с которым уже сравнивают нынешний подъем. Конечно, не исключено, что нас впереди ждет «черный лебедь» (или толстый песец) в обличье «нового Lehman Brothers), но в целом рост имеет под собой основания.
Первое из них мы уже назвали — это пополнение складских запасов, боязнь вообще остаться без металла. Но оно опирается на второй фактор — ограниченный объем предложения.
Еще лет 5-10 назад ситуации, подобной той, что сейчас сложилась в Евросоюзе или США, просто не могло бы возникнуть. Дефицит стальной продукции в каком-либо регионе был бы быстро ликвидирован за счет импорта. Однако протекционизм водрузил высокие барьеры между регионами. Российские, например, компании не могут отправить дополнительные объемы проката в ЕС или США, хотя они бы там точно не помешали.
А собственно западные компании осторожничают. Пополнение складских запасов — процесс конечный. Как ожидается, в первом квартале 2021 г. он завершится, после чего видимый спрос упадет. А успеет ли экономика к тому времени перейти на траекторию устойчивого роста, вопрос спорный. Тем более, что, по мнению всех без исключения специалистов, потребление стальной продукции в будущем году в большинстве стран еще не вернется на докризисный уровень 2019 г.
Еще один очень важный аспект — сырьевой. В Турции цены на металлолом впервые с марта 2014 г. достигли отметки $400 за т, что почти в два раза превышает минимальный апрельский уровень и на треть — котировки всего лишь трехмесячной давности. В Восточной Азии этот рубеж, как ожидается, тоже будет превзойден в ближайшее время.
Нехватка металлолома имеет объективный и не устранимый пока характер. Ломосбор сократился из-за карантина и промышленного спада. При этом новые «локдауны», объявленные в ряде европейских стран, наносят рынку новый удар. Не говоря уже о том, что зимой предложение лома и так традиционно снижается по объективным причинам.
Подорожание металлолома облегчается стремительным ростом цен на некоторые виды стальной продукции. Когда в Турции горячекатаный прокат предлагается по $700-730 за т EXW, а в США приближается к $1000 за т, лом «по четыреста» - не проблема. Еще один «горячий» и повсеместно растущий в цене товар — катанка, стоимость которой на рынках Ближнего Востока и Восточной Азии существенно перевалила за $600 за т FOB.
Дефицитный, дорогой и, более того, дорожающий металлолом будет, очевидно, поддерживать цены на стальную продукцию на высоком уровне в ближайшие месяцы. А с другой стороны их будет подпирать железная руда, подскочившая до $160 за т CFR Китай впервые с начала 2013 г.
Разность потенциалов в этом секторе создает, с одной стороны, Китай, где государственная программа стимулирования экономики с упором на инфраструктурные инвестиции, дешевые кредиты и налоговые льготы для бизнеса, а также приток заказов со стороны иностранных клиентов, пополняющих запасы, дали просто взрывной эффект. Производство стали там сейчас более чем на 10% опережает прошлогодние показатели.
Западные эксперты прогнозируют, что в 2021 г. китайский рынок стали ожидает нулевой рост. Будто бы программы стимулирования прекратят свое действие, а госинвестиции уменьшатся. Однако австралийский поставщик железной руды Fortescue Metals осторожно отмечает, что китайцев, возможно, недооценивают. По крайней мере, клиенты компании в китайской металлургической промышленности уже сформировали портфель заказов на второй квартал и активно заключают контракты на третий.
Итак, спрос со стороны Китая плюс растущее потребление руды в Японии и Евросоюзе, где возвращаются в строй доменные печи, составляет один полюс. На втором находятся поставщики ЖРС, которые в данный момент просто «не тянут». Улучшение в бразильской железорудной отрасли в сентябре оказалось временным. В ноябре экспорт сырья упал до наименьшего показателя за полгода и даже опустился ниже прошлогоднего графика. Австралия остается при своих, но там начинается сезон штормов, которые периодически срывают работу портов.
Таким образом, железная руда по-прежнему останется дорогостоящей. А по мнению Джеффри Карри, главного аналитика по глобальным товарным рынкам в американском инвестиционном банке Goldman Sachs, мир вообще вступает в период подъема цен на все ресурсы. Действительно, в последнее время подорожали все базовые цветные металлы, и даже нефть на прошлой неделе прорвалась выше отметки $51 за баррель.
Как считает Джеффри Карри, этот подъем обусловлен несколькими факторами. Прежде всего, это запуск программ стимулирования экономики в разных странах. Это означает, что «нарисованные» деньги, которые ранее крутились только в финансовом контуре, прорываются в реальный сектор. На них приобретаются металл, стройматериалы, какие-то услуги, трудовые ресурсы, создается видимый спрос. Между тем, предложение пока отстает от него — в частности, и потому, что в последние годы сократились инвестиции в расширение мощностей.
Цены растут и по той причине, что доллар дешевеет по отношению к другим ведущим валютам. Слишком много его было вброшено в оборот в последние месяцы, а прежний механизм откачки долларовых излишков за рубежом через вложения в американские ценные бумаги начал давать сбои. Вполне вероятно, что евро, иена и юань продолжат укрепляться и в будущем, а номинированные в долларах цены на товары, соответственно, будут расти.
Все более существенное влияние на экономику играет и климатическая политика западных стран. Это уже даже не религия, а некий полный тоталитаризм. В европейской промышленности уже практически все бизнес-решения рассматриваются исключительно с точки снижения выбросов углекислого газа. Да и не только в европейской. По данным Reuters, 29 ведущих автомобилестроительных компаний намерены в совокупности инвестировать около $300 млрд. в производство электромобилей, причем 45% из этой суммы приходится на Китай.
Климатический крен в перспективе может оказать сильное влияние на рынки металлов. Переход к электромобилям и безуглеродная энергетика потребуют резкого увеличения потребления меди, лития, никеля, кобальта, редкоземельных металлов, ванадия. И далеко не факт, что производители смогут обеспечить нужные темпы роста.
В общем, если рынки в ближайшее время не прибьет каким-либо шальным «черным лебедем», стоимость стальной продукции за рубежом, по крайней мере, до февраля-марта останется высокой. В связи с этим возникает вопрос о котировках на прокат в России.
С одной стороны, если стальная продукция дорожает везде, то почему для отечественного рынка должны предоставляться исключения?! При этом нельзя сказать, что более чем 25%-е повышение заводских цен на горячекатаный прокат за две недели является совсем уж необоснованным. В конце концов, металлолом в России поднялся более чем до 20 тыс. руб. за т без НДС и железнодорожного тарифа, что является абсолютным рекордом, а внутренние цены на железную руду даже при поставках в пределах одной группы ориентируются на международные индексы. Да и дефицит у нас тоже есть, так как меткомбинаты переориентировались на экспорт.
Но, с другой стороны, подорожание какой-либо продукции за рубежом не обязательно должно раскручивать инфляцию в России. Президент, например, уже раскритиковал рост цен на продовольствие, во многом вызванное внешними факторами, а ведь металл — это хлеб экономики. Увеличение его стоимости, притом столь значительное и резкое, затронет множество производственных цепочек.
Кроме того, российская экономика и так находится в очень непростом положении из-за усиливающихся в ней диспропорций. Из-за коронавируса и падения курса рубля в 2020 г. сильно обострилась проблема платежеспособного спроса. Да, правительство делает ставку на крупные государственные и частные корпорации с большими финансовыми ресурсами и способностью успешно реализовывать широкомасштабные проекты. Однако финансовое положение всего, что находится ниже этой высокой планки, будь то население или менее крупный бизнес, ухудшилось.
По данным опроса, проведенного в США компанией Alignable среди предприятий малого бизнеса, ровно 50% респондентов прогнозировали, что их выручка в четвертом квартале 2020 г будет в 2 и более раза меньше, чем в тот же период прошлого года, причем более 30% сигнализировали о четырехкратном и более падении доходов. Порядка 48% участников опроса высказывали опасения, что им вскоре придется закрыться навсегда.
Вероятно, в России ситуация лучше, но вряд ли намного. Малый бизнес в сфере услуг так же понес огромный ущерб из-за карантинов. Средний бизнес жалуется на непосильные налоги, хотя они у нас не выше, чем, например, в Европе, и постоянный рост затрат при стагнирующих или падающих поступлениях.
Общая беда большинства компаний «нормальной» российской экономики — крайне низкая маржинальность бизнеса, не позволяющая ни нормально развиваться, ни увеличивать оплату труда. Очень распространенным явлением стала «грошовая» экономия, которая всегда приносит больше вреда, чем пользы. Экономика скатывается в кризисную воронку дефляции и сужающегося спроса. А олигополисты, имеющие возможность повышать цены на свои незаменимые ресурсы, толкают ее еще глубже.
В других странах эту проблему как-то решают, но, увы, для России эти методы не приемлемы. Вбрасывать в экономику массу необеспеченных денег, создавая искусственный спрос, как это делают США, мы не можем из-за отсутствия инструмента стерилизации избыточной денежной массы. Стоит лишь немного раскрутить печатный станок, и — здравствуй, инфляция!
Китай создает потребительский спрос благодаря обширным государственным инвестициям и дешевым кредитам бизнесу. Но там госбанки работают, скорее, как агентства по развитию, а не как коммерческие структуры, да и экономика с очень значительной долей госсектора имеет более высокую управляемость. Россия от подобной модели ушла еще в позднем СССР или же пока к ней не пришла. Кроме того, нужно учитывать предельную аскетичность китайской социалки и наше существование, фактически, в кольце огненных фронтов, что требует высоких затрат на обеспечение безопасности.
Впрочем, совсем уж вешать нос и посыпать голову пеплом нам тоже не стоит. Крупный бизнес, работающий в тесной связке с государством, - это тоже хороший локомотив для экономики, доказано в свое время Южной Кореей. И происходящий на наших глазах запуск нового инвестиционного цикла, включающий также и государственные капиталовложения в инфраструктуру, позволяет смотреть в будущее с определенным оптимизмом.
Хотя нынешние времена, конечно, непростые. Напряжение чувствуется во всем. Надо выдержать.
ИИС Металлоснабжение и сбыт

Материалы по теме:
18/04/2024Цена на железную руду достигла 5-недельного максимума на фоне улучшения рынка стали
17/04/2024Производство стали в Китае в марте снизилось почти на 8% из-за сокращения производства
17/04/2024Солнечная энергетика обрекла рынок серебра на дефицит?
15/04/2024Thyssenkrupp сократит мощности по производству стали в Дуйсбурге и рабочие места
15/04/2024Китайский экспорт стали в марте приблизился к 8-летнему максимуму

Версия для печати: http://www.metalindex.ru/news/2020/12/14/news_62876.html?template=23
Российский Союз Поставщиков Металлопродукции  
© 2000-2024
Рейтинг@Mail.ru