Rambler's Top100
Сделать стартовой | Добавить в избранноеРегистрация | Заказать услугу
МойМеталлопрокат.ру|Мой ХОТ|Мой спрос
ЛогинПароль
Март
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Февраль
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
26272829
Яндекс цитирования

Гадание на три буквы. Российский и мировой рынок стали: 10-17 мая 2020 г.

18 мая 2020, 08:06

Спад мировой экономике в апреле был страшен и могуч. В мае началось робкое восстановление по мере того как в различных странах начали мало-помалу отменять отдельные карантинные ограничения. Но чего ждать дальше? Сменится ли падение новым ростом? Или экономика так и продолжит копошиться на глубоком дне? Или, выражаясь лексиконом глубокого экономического анализа, по какой букве мы будем строить графики — V, U или L?
Увы, скорого возвращения к докризисной ситуации по-любому не произойдет. Коронавирус — это траур, который еще надолго останется с нами. По крайней мере, пока не появится действенная и с минимальными побочными эффектами вакцина против этой мерзкой хворобы либо пока вирус, пообтесавшись в человеческой популяции и выбив самых уязвимых, не станет чем-то более-менее привычным наподобие гриппа с осложнениями.
Как ни грустно, пока что на букву «V» нарабатывает только Китай. В этой стране все еще сохраняются ограничения на массовые мероприятия и не полностью восстановилась сфера обслуживания, но строительный сектор и отчасти промышленность в целом преодолели спад. Во всяком случае, об этом свидетельствует ситуация в национальной металлургической отрасли.
По данным консалтинговой компании Mysteel, в период с 8 по 14 мая средний уровень загрузки мощностей китайских меткомбинатов составил чуть меньше 90%, что стало наивысшим значением за последние 11 месяцев. Видимый спрос на стальную продукцию, особенно, строительного назначения действительно очень высокий. Цены на местном рынке на 5-8% ниже докризисного уровня, но стабилизировались еще в марте и не собираются снижаться. Так что, если в апреле производство стали в стране на 0,2% отстало от показателя аналогичного месяца годичной давности, то май, вполне вероятно, покажет рост.
Конечно, это связано с тем, что сейчас китайские строители догуливают последние денечки перед началом дождливого сезона и поэтому стремятся выполнить максимум работ, пока погода позволяет. Однако и китайские, и зарубежные специалисты считают, что за счет внутреннего роста национальная промышленность, включая металлургическую, сможет компенсировать сокращение экспортных заказов.
Уже на этой неделе, 21 мая, откроется сессия высшего совещательного органа — Всекитайского комитета Народного политического консультативного совета Китая (ВК НПКСК), а 22 мая состоится открытие сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП). Эти мероприятия должны были состояться в начале марта, но их перенесли из-за эпидемии. Ожидается, что на них будут приняты новые важные решения по стимулированию экономического роста.
Иронично, что Китай, крупнейший в мире экспортер стали и главная жертва протекционизма в мировой металлургической отрасли, сейчас поддерживает рынок в качестве крупного импортера заготовки, слябов и горячекатаного проката. Не будь его закупок, ситуация в этих секторах стала бы совсем грустной. Такой разворот связан, в первую очередь, с тем, что цены на стальную продукцию на мировом рынке сейчас ниже, чем на китайском. А, с другой стороны, что такое для Китая лишняя пара-тройка миллионов тонн стали? По сравнению с общими объемами местного производства — считанные проценты.
Однако Китай у нас большой, но только один. В других странах быстрого восстановления не ждут и не надеются. Европейская металлургическая ассоциация Eurofer сообщила, что рассчитывает на возвращение регионального рынка к докризисным показателям не ранее конца 2020 — начала 2021 г. Российская группа «Русал» допускает, что алюминий может снова увидеть свое «светлое прошлое» в 2022 или даже 2023 г. По нефти никто даже не решается делать такие долгосрочные прогнозы. Как отмечают некоторые оптимисты, если к концу текущего года баррель дойдет до $40, это будет вельми круто.
С одной стороны, это даже выглядит немного странно. Ведь, по меньшей мере, США и ЕС уже перешли на прямое финансирование своих расходов с помощью печатного станка. В Америке в болеющую коронавирусом экономику уже вброшены триллионы долларов, и еще больше планируется нарисовать и потратить в ближайшие несколько недель. Причем, деньги раздаются не только терпящим бедствие компаниям, но и непосредственно населению для поддержки штанов… то есть, конечно, потребительского рынка.
Однако, как говорится, не все так просто. Как показывает опыт тех стран, которые уже начали выходить из карантина, проще всего восстанавливаются отрасли, стоящие в самом начале производственной цепочки. В Италии, например, уже возобновили работу почти все металлургические мини-заводы. Да и у нас в России производители стали чувствуют себя не так уж плохо. Те, что смогли дифференцировать каналы сбыта, разделив их между экспортом и различными группами внутренних потребителей, даже в апреле потеряли не более 10-15% продаж.
Не сильно проиграли либо же вообще не проиграли те, кто поставляют свою продукцию по заказам государства или крупных государственных компаний, для которых вопросы сиюминутной прибыльности имеют второстепенное значение. Не зря в нашей стране составлялись списки системообразующих предприятий, которые должны продолжать работу в любой обстановке.
В то же время, основными жертвами кризиса, как всегда, стали самые уязвимые. Это население и бизнес, обслуживающий, в основном, интересы потребительского рынка. Именно по этим секторам больше всего ударили рост открытой и скрытой безработицы, сокращение зарплат и других расходов, карантины и запреты.
Китай не просто справился с эпидемией, но и сделал это достаточно быстро, не допустив сильного проседания доходов населения. Кроме того, в этой стране большая часть рабочих мест создана в промышленности и строительстве, а не в сфере услуг. Поэтому основная доля китайцев, отбыв карантин, вернулась на свои рабочие места, снова стала получать честно заработанные деньги и честно их тратить, обеспечивая доход мелкому сервисному бизнесу. Характерно, что в апреле в Китае даже восстановился авторынок, хотя потом начало мая показало новое снижение.
А вот в США, где львиная доля ВВП создается именно в нематериальной сфере, а значительная часть реального сектора обслуживает потребительский рынок, официальная безработица уже достигла почти 25% и продолжает расти. Поэтому там раздача денег населению — единственная возможность избежать полного обвала. Но чем закончится этот эксперимент, и не приведет ли он в итоге к гиперинфляции, сказать сложно. Пока дефицит заработков и покупательской способности успешно покрывается свеженапечатанными долларами, но не факт, что с их помощью можно будет снова запустить экономику, когда придет время выходить из карантина.
Россия в этом плане находится в промежуточном положении. Доля реального сектора в ВВП у нас пониже, чем в Китае, но больше, чем в западных странах. Карантин длится уже более полутора месяцев и только начал ослабевать, поэтому ущерб им нанесен весьма значительный. Особенно, в тех регионах, где местные власти увлеклись запретами, не позволяя работать промышленным предприятиям и стройкам и выставляя блок-посты на дорогах.
На телеконференции по рынку металлолома, которая была проведена 15 мая ассоциацией РУСЛОМ.КОМ, были озвучены данные по сборам металлолома в различных регионах России. Спад в апреле по сравнению с мартом был зафиксирован везде. Но в одних местах он составил 10-20%, а в других — порядка 80%, в зависимости от запретительского рвения на локальном уровне. Впрочем, так или иначе, везде практически прекратились поступления лома от физических лиц, т. е. населения. Сократился сбор лома на промышленных предприятиях. Одни не работали во время карантина и не создавали отходов, другие перестали обновлять свои основные фонды и не отправляли старое оборудование и металлоконструкции на переплавку.
И вот именно последнее представляет собой наибольшую проблему. Можно ввести меры поддержки для строительной отрасли или начать новые инфраструктурные проекты. Так, например, сделали в Китае и собираются сделать в Индии, где озвучена своя программа стимулирования экономики объемом 20 трлн. рупий (почти 20 трлн. руб.). Можно вспомнить опыт 2015 г. и снова запустить программу субсидируемого обмена старых автомобилей на новые. Но что делать с тем, что компании вынуждены урезать инвестиционные бюджеты, спрос на новые квартиры к маю упал на 30% по сравнению с прошлым годом, а покупки новых машин могут сократиться в текущем году на 40-50%?! Государство, конечно, может чем-то помочь, но не будет же оно раздавать всем деньги для покрытия текущих потребностей?! Не при коммунизме, чай, живем…
Падение потребительского и инвестиционного спроса вследствие административно-санитарного выключения целых отраслей экономики во время карантина — и есть тот самый тяжелый груз, который придавливает книзу все макроэкономические графики, приводя их в форму буквы «Зю», то есть, конечно же, «L».
Причем нынешняя ситуация кардинально отличается от 2008-2009 гг., когда удалось найти быстрое (хотя и не оптимальное) решение — накачать банки деньгами, чтобы они смогли восполнить «сгоревшие» активы и продолжить работу по кредитованию экономики и потребительского рынка. Сейчас надо выводить из прорыва именно потребительский рынок и связанный с ним реальный сектор, а эту задачу, кажется, не решал еще никто и никогда. И не факт, что в условиях современной капиталистической экономики она вообще имеет решение. Госсектор, возможно, сращенный с крупным капиталом с государственным мышлением, будет рулить, это однозначно. Но какое будет в этой новой системе место у мелкого и среднего частника?.. Будем творчески изучать китайский опыт?! Ответы на эти и многие другие вопросы, очевидно, придется искать уже по ходу дела.
Поэтому нас, скорее всего, ждет путь в неведомое, а куда он приведет, можно только гадать. И не исключено, что на какие-нибудь другие три буквы.
ИИС Металлоснабжение и сбыт

Материалы по теме:
25/03/2024WSA: мировое производство стали в феврале выросло на 3,7% к прошлому году
21/03/2024Китай отстает в усилиях по достижению целей в области экологически чистой стали к 2025 году
20/03/2024Упадет ли производство стали в Китае в марте на фоне низкого спроса?
15/03/2024Производство готовой стали в Таиланде снизилось в январе на 12,2%
14/03/2024Производство стали и железной руды в Китае будет слабым, а правительственных стимулов не будет

Версия для печати: http://www.metalindex.ru/news/2020/05/18/news_61472.html?template=23
Российский Союз Поставщиков Металлопродукции  
© 2000-2024
Рейтинг@Mail.ru