Норникель намерен диверсифицировать бизнес

29 июня 2011, 10:56

ГМК "Норильский никель" планирует последовать примеру крупнейших металлургических компаний, сократив привязанность к основному металлу /никелю/ путем приобретения активов из других металлургических сегментов - компания планирует диверсифицировать свой бизнес.
Маловероятно, что компания, ранее никогда не проявлявшая интерес к экспансии из-за конфликта акционеров, сможет с легкостью получить хорошие активы в других сегментах вдалеке от России и в то же время конкурировать с местными и международными игроками, - считают эксперты.
Несмотря на то, что диверсификация – хороший способ для развития бизнеса, снижение цены на никель ожидается только через пару лет, в то время как в долгосрочной перспективе она, скорее всего, будет расти.
Гендиректор "Норникеля" Владимир Стржалковский заявил в середине этого июня, "компания планирует диверсифицировать свой бизнес в медь, уголь и железную руду, чтобы избежать зависимости от спроса и цены на никель".
"Фокусироваться только на никеле опасно, мы и так уже контролируем четверть мирового рынка, - отметил В.Стржалковский. – По меди мы имеем лишь 3-проц долю в мировом производстве, поэтому смысл для экспансии есть".
По его словам, к 2025 г "Норникель" планирует увеличить ежегодное производство никеля на 70 проц до 500 тыс т с 300 тыс т в 2010 г, и более чем в 2 раза увеличить производство меди до 1 млн т с 400 тыс т в 2010 г. Диверсификация – нормальный вариант развития для металлургической компании, так как привязанность к одному металлу влечет за собой определенные риски, - считает аналитик "Уралсиба" Дмитрий Смолин. – Диверсифицируя свой бизнес, "Норникель" таким образом, следует примеру крупных мировых компаний, таких как Rio Tinto и BHP Billiton.
Цены на некоторые металлы и другие товары растут быстрее остальных, поэтому диверсификация вполне оправдана, стремительный рост цен на металлы может спровоцировать увеличение или снижение цен на другие товары, - отмечает аналитик "Прайм Марк" Ленар Хафизов. Однако, по мнению Л.Хафизова, такая модель не будет работать во время экономического кризиса, когда цены обычно падают.
Как отмечает Д.Смолин, "нынешняя цена на никель, скорее всего, будет выгодна для "Норникеля" вплоть до 2012 г, когда ожидается ее увеличение до 26 тыс долл за тонну, а в дальнейшем значительное снижение в связи с ростом потребления на рынке и развитием новых месторождений по всему миру. В 2013 г цена, вероятно, упадет до 23 тыс долл/т, в 2015 г – до 20 тыс долл/т, но в любом случае ожидается рост в среднем на 3 проц в год. По мнению Д.Смолина, диверсификация бизнеса также должна усилить внимание инвесторов к компании.
В частности, "Норникель" планирует приобретение медных, угольных и железорудных активов в Индонезии, Латинской Америке и Ботсване. По словам В.Стржалковского, компанию интересуют проекты стоимостью более 100 млн долл, но в 2011-2012 гг приобретений не планируется.
В 2008 г В.Стржалковский, заняв должность гендиректора, сильно раскритиковал предыдущий опыт зарубежной экспансии "Норникеля", который привел к значительному снижению стоимости компании, - отметил аналитик UniCredit Securities Марат Габитов. По мнению Л.Хафизова из "Прайм Марк", "Норникелю" будет очень сложно получить привлекательные активы в Латинской Америке и ЮАР, не заплатив за них приличной суммы, так как в этих странах уже прочно укрепились местные участники рынка и мировые лидеры. Компания определенно столкнется с конкуренцией на каждом из рынков.
Во времена восстановления мировой экономики желание расширить ресурсную базу выглядит логичным. Принимая во внимание нынешний конфликт акционеров можно сказать, что удачное время для покупки активов прошло, - считает аналитик инвесткомпании Alemar Василий Конузин. – Месторождения на данный момент уже приобретаются по слишком высоким ценам, поэтому экспансия может дорого обойтись. Прогноз по возможной экспансии "Норникеля" выглядит неопределенно. Как отмечает Д.Смолин, "в настоящее время "Норникель" занят вопросами buy-back и судебными разбирательствами, которые являются частью вялотекущего конфликта акционеров". Если бы не этот конфликт, компания уже давно могла себе позволить покупку "Уралкалия" или ряда других активов в России и СНГ, - заметил он. – А при таких обстоятельствах не остается времени даже на развитие существующих проектов. В России есть большое количество активов, купив которые, "Норникель" сможет легко диверсифицировать свой бизнес, - считают аналитики. "Более того, "Норникель" мог бы купить угольную компанию "Распадская", выставленную на продажу в начале 2011 г", - отметил Д.Смолин. Предыдущий опыт зарубежной экспансии "Норникеля" разочаровывает, - считают Д.Смолин и Л.Хафизов.
В.Конузин с этим утверждением согласен: "Несмотря на оправданность диверсификации, все зарубежные проекты "Норникеля" по-прежнему не слишком удачны". В.Конузин также приводит пример с компанией LionOre, большинство предприятий которой "Норикель" вынужден был закрыть в связи с финансовым кризисом 2008 г. Тем временем, В.Стржалковский заявил, что "Норникель" планирует к 2025 г утроить свою капитализацию до 150 млрд долл.
"По нашему мнению, 14 лет – слишком короткий период для того, чтобы утроить активы горнодобывающей компании через покупку гринфилдов, приобретение крупных производственных активов почти всегда переоценено", - отмечает М.Габитов из UniCredit Securities. "Такие планы станут более реалистичными, если за этот период вырастет цена на никель", - считает Д.Смолин из "Уралсиба", добавив, что компания может достичь этой цели даже без диверсификации и покупки активов.
"Для того чтобы утроить капитализацию в течение 14 лет, компания должна расти в пределах 10 проц в год, таким образом "Норникель" должен развиваться наравне с оживленным рынком и может даже немного отстать", - считает Л.Хафизов. – В отсутствие экономического кризиса "Норникель" вполне сможет утроить свою капитализацию к 2025 г". На годовом общем собрании акционеров "Норникеля" 21 июня 2011 г стало известно, что UC RUSAL – владелец 25 проц акций в компании – выступает против зарубежной экспансии "Норникеля".
"Мы против зарубежной экспансии "Норникеля", история с канадской LionOre тому подтверждение. Однако заявленная диверсификация в медь выглядит логично", – заявил журналистам на собрании акционеров ГМК директор по стратегии и корпоративному развитию UC RUSAL Максим Соков.

Вестник Золотопромышленника


Материалы по теме:
01/04/2024Норникель столкнулся с проблемами в расчетах за металлы
12/03/2024Китай намерен увеличить долю ЭДП в производстве стали до 20% к 2030 году
19/02/2024Полиметалл продает российский бизнес за $3,69 млрд
16/02/2024WSJ: South32 намерена тщательно проанализировать свой никелевый бизнес
12/01/2024Что ждет итальянский бизнес ArcelorMittal?

Источник: http://www.metalindex.ru/news/2011/06/29/news_32068.html
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Участник рейтинга МЕТАЛЛ TOP10 Рейтинг@Mail.ru