В Хакасии восстановлено железнодорожное сообщение с предприятиями «Русала» и СУЭКа после обрушения моста через реку Абакан 7 мая. Но пока речь идет лишь о временной схеме работы моста, полное восстановление ожидается к октябрю.
Первый грузовой состав с глиноземом для предприятий ОК «Русал» — Саяногорского и Хакасского алюминиевых заводов (мощность 530 и 300 тыс. тонн соответственно) прошел по новому мосту через Абакан 5 июня. Железнодорожное снабжение заводов сырьем было нарушено 7 мая, когда произошло обрушение двух пролетов действующего моста. Глинозем с тех пор доставлялся автотранспортом, параллельно велся монтаж временной конструкции моста. «Пока речь идет о временной схеме работы моста. Вместо рухнувшей опоры была сделана насыпь, на которую установили элементы конструкции сборного рамно-элементного моста (РЭМ-500), предоставленного военными из госрезерва», — сообщила советник главы республики Ольга Колесникова.
Железнодорожная ветка (58 км) и расположенный на ней рухнувший мост принадлежат ОАО «Отделение временной эксплуатации» (структура ОК «Русал»). По ней также осуществляется вывоз угля с Восточно-Бейского разреза компании СУЭК. Монтаж временной конструкции моста осуществлялся силами железнодорожных войск. Изначально ее планировалось установить в 200 м от рухнувшей. Но когда новый мост довели до середины реки, три его пролета были снесены половодьем. После было принято решение заменить обрушившиеся пролеты прежнего моста элементами РЭМ-500.
По словам госпожи Колесниковой, полностью восстановить капитальный мост «Русал» обещает к 1 октября. По информации республиканских властей, общая стоимость восстановительных работ составит порядка 600 млн руб. «Специалистами, привлеченными «Руслом», проведены обследования каждой из капитальных опор. Принято решение усилить опоры и подошвы сваями, для чего потребуется еще скальный грунт и песочно-гравийной смеси. Запас необходимого материала будет постоянно пополняться в связи прогнозируемой усадкой грунта», — сообщил заместитель гендиректора En+ Group (контролирует «Русал») Рашад Гусейнов. Также, по его словам, в ближайшее время геологи приступят к проектированию резервного железнодорожного пути, строительство которого позволит в будущем избежать угрозы остановки крупнейших предприятий региона в случае возникновения подобных ЧС. Стоимость работ не уточняется. «Сейчас проводится подготовка ТЭО проекта, после чего будет решаться, в каком объеме и кем будет обеспечиваться финансирование, а так же сроки его реализации. Пока есть только принципиальное решение строить дорогу», — подтвердили в пресс-службе правительства Хакасии.
На САЗе не смогли уточнить сроки восстановления нормального транспортного снабжения нужд предприятия. «В воскресенье на завод прибыл грузовой состав из 50 вагонов, в основном с глиноземом. Обратно его еще не отправляли», — сообщил «Ъ» пресс-секретарь предприятия Владимир Шулекин. Когда на САЗ ждут очередного состава, господин Шулекин уточнить не смог, «все будет зависеть от железнодорожников». Сейчас «Русал» продолжает снабжать свои хакасские предприятия сырьем с помощью автомобильного транспорта. На перевозках задействовано более 50 грузовых автомобилей. Потребность только САЗ в глиноземе составляет около 4 тыс. тонн в день. На сладах предприятия, по информации компании, скопились значительные запасы готовой продукции – алюминия. Ранее «Русал» заявлял о снижении в 2011 году плана выпуска продукции для САЗ и ХАЗ на 20 тыс. тонн алюминия и перераспределении его на других предприятиях компании.