После выхода из кризиса металлурги столкнулись с новой проблемой — нарастающей нехваткой лома. И это общемировая тенденция на фоне увеличения производства электростали
Уже в 2012 году Россия впервые может столкнуться с дефицитом металлолома. Это может привести к сокращению выплавки электростали и замораживанию новых металлургических проектов.
Темпы потребления
За последние 25 лет сбор лома в стране неоднократно увеличивался и сокращался. По данным Всемирной ассоциации производителей стали (WorldSteel), в 1987 году в СССР было собрано 32 млн тонн лома, а в 1994 году в новой России — только 10 млн тонн: потребление упало в разы, поэтому ломозаготовительный бизнес становился неинтересен. Впрочем, это был самый провальный год, потом объемы сбора снова начали расти. Просто пришедшие тогда в этот бизнес люди открыли для себя возможности экспорта. К 2004 году экспорт металлолома вырос в десять раз, до 13 млн тонн (из 30 млн тонн общего сбора).
Примерно с 2005 года экспорт стал падать, а внутреннее потребление, напротив, расти. В 2010 году было экспортировано уже чуть больше 5,5 млн тонн (основные направления — Турция, Белоруссия, Южная Корея).
В то же время началось и активное развитие ломозаготовительного сегмента: металлургические холдинги стали создавать собственные сырьевые подразделения, параллельно появлялись крупные независимые компании.
Так продолжалось до 2008 года, пока не начался кризис. Из-за падения производства стали потребление лома — как на внешнем, так и на внутреннем рынке — упало примерно на 50%. Склады были завалены сырьем. Металлурги рассказывали: чтобы в пункты приема перестали нести лом, цену на него снижали до $1 за тонну. Более половины игроков сегмента, в основном небольшие фирмы и частники, тогда ушли с рынка. Уцелевшие растворились в подразделениях металлургических холдингов.
Объем мировой торговли металлоломом за 2010 год сократился на 17%. Глобальное потребление черного лома в настоящее время составляет порядка 600 млн тонн, из которых непосредственно сталелитейной промышленностью используется 450-550 млн тонн. В общемировом потреблении лома порядка 23% приходится на страны Евросоюза, Китай — 15%, США — 12%, СНГ — 11%, Японию — 9%, Южную Корею — 6%. В 2010 году, например, крупнейший экспортер этого сырья — США сократили поставки на 8%, до 19,5 млн тонн. Экспорт лома из Японии — второго по величине поставщика, в 2010 году сократился на 31%, до 6,5 млн тонн.
Сейчас, когда кризис позади и производство электростали растет, металлурги столкнулись с новой проблемой — нарастающей нехваткой лома.
Формированию дефицита способствуют несколько причин, говорит представитель Новолипецкого металлургического комбината (НЛМК). В первую очередь это снижение собираемости амортизационного лома и рост потребления этого сырья.
По мировым экономическим законам потребленный металл превращается во вторсырье через 15-20 лет (это старые автомобили, отслужившее свой срок оборудование, бытовой лом и т. д.). А в России как раз в это время, как уже упоминалось выше, было беспрецедентное падение потребления стали (только производство автомобилей с 1990 по 1995 год упало почти на 50% — до 1 млн единиц). К тому же весь легкодоступный лом уже собран, а новый поступает недостаточно быстро. Как следствие — снижение ломозаготовки. Не последнюю роль в формировании дефицита сейчас играет и несовершенство законодательной базы, отсутствие стимулирования честного профессионального сбора металлолома и сложности с оформлением прав на него, заявили в НЛМК.
Параллельно сейчас растет потребление лома. Например, за последние восемь-девять лет доля электростали в общем объеме производства выросла с 15 до 30% (порядка 22 млн тонн) и продолжает расти. Потребление лома и отходов черных металлов в 2008 году составило 22,3 млн тонн, в 2009 году — 23 млн тонн, в 2010 году — около 22 млн тонн. К 2015 году аналитики ожидают 40-процентного роста мощностей по производству электростали по сравнению с 2007 годом и 83-процентного — к 2020 году. По прогнозу некоммерческого партнерства "Русская сталь", уже к 2012 году потребление лома в стране может достичь 31 млн тонн, а к 2015 году — 36 млн.
Впрочем, пока в России темпы ломозаготовки опережают внутреннее потребление. Сохранять баланс удается в том числе и за счет сокращения экспорта лома.
Металлурги утверждают, что в этом году соотношение ломозаготовки и внутреннего потребления может выйти на нулевой уровень, если объем экспорта сырья останется на уровне 2010 года. Перспектива дефицита соответственно подталкивает цены на металлолом вверх. Согласно прогнозам участников рынка, с учетом традиционных сезонных колебаний в 2011 году цена на лом может подняться на 20-25%. Иными словами, снизившись весной до 10 тыс. руб. за тонну, к концу года цена вернется на уровень 12-13 тыс. руб. за тонну.
Предвидя возможные трудности с поставками лома, российские металлурги пытаются наращивать сбор за счет собственных заготовителей. По данным аналитика "Инвесткафе" Максима Лобады, в 2010 году ломозаготовительный сегмент "Северстали" увеличил реализацию на 38%, до 1,1 млн тонн. "Вторчермет" (НЛМК) в этот же период увеличил заготовку лома на 45,6% — до 2,3 млн тонн и планирует собрать 2,8 млн в этом году. "Мета" нарастила объемы заготовки на 36% и вышла на уровень 2008 года — 830 тыс. тонн и планирует в этом году собрать 1 млн тонн.
Угроза дефицита
В 2012 году Россия впервые может столкнуться с дефицитом лома, объем которого достигнет 10 млн тонн при ломозаготовке 26 млн тонн, прогнозирует "Русская сталь". На 17 млн тонн дефицита при ломозаготовке — 25 млн тонн металлургия выйдет в 2015 году. В 2020 году, по данным WorldSteel, ломосбор в России не превысит 15 млн тонн.
Недостающий лом нужно будет импортировать, отмечают аналитики. Металлурги и раньше закупали импортный лом, но объемы были незначительными — примерно 5 тыс. тонн в год (в 2010 году импорт вырос в 2,54 раза, до 10,7 тыс. тонн). В 2011 году объем импорта может впервые выйти на уровень 500 тыс. тонн, полагают эксперты WorldSteel, а уже в следующем — 1 млн тонн.
Но эксперты сомневаются в том, что дефицит лома можно ликвидировать за счет импорта. Высокие транспортные издержки сделают использование импортного лома невыгодным, полагает аналитик UBS Кирилл Чуйко. Рентабельность в электрометаллургическом производстве и так невысока — порядка 10-15%, соглашается Борис Красноженов из "Ренессанс Капитала". По его мнению, дорогой лом может сделать производство электростали нерентабельным.
Из-за дороговизны лома, цена которого составляет уже порядка 75% в себестоимости стали, реализовать планы развития российского электрометаллургического комплекса вряд ли удастся, отмечают эксперты.
Скорее всего, большинство проектов будет заморожено до тех пор, пока в России не восстановится баланс сбора и потребления лома, полагает Кирилл Чуйко. Также может быть снижена нагрузка на уже действующие мощности, добавляют аналитики.
Ограничить вывоз лома государство может, введя экспортную пошлину на сырье, но этого будет недостаточно, считают металлурги. Для начала необходимо сократить количество "точек перехода", либо начать регулировать объемы отгрузки через них, считает Борис Красноженов.
В настоящее время структура российского рынка металлолома выглядит следующим образом. На мелкие и средние компании приходится около 75% объема, остальные 25% — на ломозаготовительные и перерабатывающие сети, аффилированные с крупными металлургами, говорит Максим Лобада. По его данным, основными игроками тут выступают "Вторчермет" (НЛМК) — 10% рынка, "Профит" (ММК) — 6%, "Северсталь-втормет" — 4%, "Мета" (ЧТПЗ) — 3%, "Ломпром-Эстар" — 2%.
Граница на замке
В России рынок лома четко сегментирован. Сырья много в Центральном регионе и мало на Урале, где сосредоточены основные электроплавильные мощности. Для решения этой проблемы металлурги предлагают снизить тариф РЖД на перевозку лома внутри страны, переведя его из класса готовой продукции в категорию сырья.
Кроме того, "стимулировать модернизацию ломозаготовительных предприятий, внедрять передовые технологии и технику, чтобы углубить степень переработки лома". Другими словами — не перерабатывать все то, что "лежит на земле", а вовлекать в процесс технологический лом (автомобили, корабли и другую технику).
Такая работа уже ведется, отмечает источник "Ъ" в правительстве, напоминая, что на программу утилизации легковых автомобилей государство в кризис уже потратило 25 млрд руб. и в 2011 году готово дать еще 5 млрд. В 2012 году 32 млрд руб. планируется выделить на утилизацию грузовых автомобилей и автобусов.
Частично проблему дефицита лома в будущем может решить развитие производства альтернативных видов сырья — железа прямого восстановления и губчатого железа (руда, обогащенная свыше 90%). Сейчас данный вид сырья в России выпускает только "Металлоинвест" (порядка 5 млн тонн в год). К 2014 году компания намерена увеличить мощности еще на 2,8 млн тонн. Кроме того, производство гранулированного железа прямого восстановления намерен организовать Petropavlovsk (1 млн тонн к 2017 году). Однако полностью заменить металлолом данным сырьем нельзя, максимум на 30-40%, говорит Борис Красноженов.
А пока аналитики и участники рынка сходятся во мнении, что на фоне формирования дефицита металлолома ситуация приведет к консолидации ломозаготовительной отрасли. "В скором времени мы увидим рост числа сделок по покупке мелких участников крупными ломозаготовителями",— полагает Максим Лобада.
В конце марта текущего года вице-премьер Сергей Иванов заявил о необходимости запрета экспорта металлургического лома через порт Санкт-Петербурга. Заявление прозвучало на расширенной коллегии Министерства транспорта России, и речь тогда шла в основном об ущербе облику города, наносимом перевалкой сырья. "В центре города квадратные километры заставлены металлоломом",— сетовал чиновник, слова которого приводит "Интерфакс". "Те же металлурги меня уверяют, что у них не хватает металлолома для внутренней переработки, но посмотришь на наши порты — прет, как из гнилой трубы",— сказал он, добавив, что экспорт металлолома в принципе должен прекратиться.
Роман Асанкин