За госпакет порта Ванино разгорелась борьба: разрешения на покупку у ФАС попросили СУЭК, «Сибуглемет», «СДС-уголь» и En+
В антимонопольную службу поступили уведомления от семи компаний, планирующих 19 мая принять участие в аукционе на продажу 55% акций Ванинского морского порта, сообщило ведомство. Заявки подали «Сибуглемет», «Междуречье» (структура совладельца «Сибуглемета»), СУЭК, «СДС-уголь», а также три ООО: «Канопус», «Трейд-сервис» и «Тим консалт» (их бенефициаров служба не назвала).
Одна из этих компаний находится под управлением En+ Олега Дерипаски, рассказала представитель последней: En+ планирует бороться за актив, так как хотела бы развивать собственный логистический бизнес. Сколько компания готова заплатить за порт, собеседник не раскрывает. Стартовая цена пакета — 934 млн руб. ($34 млн). Это рыночная цена, считает гендиректор агентства InfraNews Алексей Безбородов.
Гендиректор «Сибуглемета» Александр Мелихов и представитель «СДС-угля» подтвердили, что их компании планируют участвовать в торгах, но детали не раскрыли. Представитель СУЭК, которая в прошлом году запустила рядом с Ванино угольный терминал на 6 млн т в год, отказался от комментариев.
Самые высокие шансы на победу у En+, считает аналитик «Уралсиб кэпитал» Дмитрий Смолин: компания с конца 90-х гг. считалась совладельцем Ванино. Недавно порт объявил, что 21,64% его акций принадлежат Soleggiato Investments Ltd. Это структура En+, подтвердила представитель компании. Интерес структур Дерипаски к порту понятен, говорит Смолин: за девять месяцев 2010 г. через него было импортировано 977 600 т грузов, львиная доля которых (949 400 т) пришлась на глинозем.
Желание угольщиков купить актив тоже понятно, продолжает Безбородов: из 5 млн т годовой перевалки порта 1 млн т приходится на уголь. А, к примеру, в 2011 г. «Сибуглемет» планирует произвести 12,5 млн т угля, из которых 4,5 млн т предполагается продать на экспорт. СДС экспортирует порядка 60-70% угля.
Крупные производители угля (Evraz Group, «Мечел», «Кузбассразрезуголь», СУЭК) уже обзавелись своими угольными терминалами и портами. Для них это стратегические активы, ведь у России пока не хватает портов для экспорта угля, отмечает Смолин.
Но у порта Ванино есть недостатки, предупреждает Безбородов: он расположен в черте города и «перекроить» его только под уголь или расширить будет непросто.