Июль 2011 г в Казахстане стартует под знаком металлургии: на конгрессе «Astana mining&metallurgy», по словам вице-министра индустрии и новых технологий Альберта Рау, ожидается формирование пакета инвестиционных предложений бизнеса для горно-металлургической отрасли.
Однако, притом, что металлургия не вчера обрела вес среди прочих секторов национальной экономики, власть сравнительно недавно повела речь о малом наполнении внутреннего рынка металлов. Давно занимающая умы бизнесменов проблема актуализирована чиновниками лишь в рамках государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития (ГПФИИР) на 2010—2014г, а также прямо связанной с ней программой развития горно-металлургической отрасли.
И три, и четыре года назад казахстанские предприниматели били в набат: казахстанский металл проще реэкспортировать, к примеру, в виде проката из России, чем купить на внутреннем рынке. Между тем, по оценке независимого эксперта, маркетолога-аналитика Юрия Григорьева, горно-металлургическая отрасль посейчас ориентирована на экспорт сырья и первичных металлов. По его информации, на внутренний рынок сегодня поступает около 20—25% продукции. И это, как акцентирует эксперт, небольшое отличие от докризисных показателей.
«Правда, в отличие от 2007—2008 г, когда импорт по сумме почти равнялся сумме экспорта, картина меняется. В ближайшие пять лет можно спрогнозировать положительную динамику горно-металлургической отрасли Казахстана. Инвесторы явно связывают будущее ГМК с программой форсированной индустриализации (ГПФИИР — КазТАГ). Положительные прогнозы для комплекса продуцирует и ожидаемый рост горнодобывающей отрасли республики: к 2013 г этот рынок будет оцениваться в Т4,8 трлн в сравнении с Т2,8 трлн в 2009 г», — заявляет эксперт.
Косвенное подтверждение его словам можно найти в сопоставлении оценочных исследований агентства по защите конкуренции (АЗК) за 2008—2009 г с данными ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий (АГМП) за 2010 г и начало 2011 г.
Выполненный АЗК анализ рынка поставки металлопроката — для определения уровня конкуренции — показал, что в указанные годы основной поставщик металлопроката в республике «Арселор Миттал Темиртау» экспортировал металлопрокат по более низким ценам, чем поставлял на внутренний рынок республики. Понятно, что такое положение дел не устраивало предприятия, потребляющие металлопрокат и создающие материальные активы именно на территории республики. Между тем, по сведениям главы ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий (АГМП) Николая Радостовца, положение дел переменилось в 2011 г: «Арселор Миттал Темиртау» уже сформировал 3 торговых дома — в Темиртау, Атырау и Алматы — для реализации продукции именно на внутреннем рынке.
«Казахстанские предприниматели могут обратиться в эти торговые дома и купить предлагаемый ассортимент металлопроката», — поясняет Н.Радостовец.
Не ставя своей целью продвижение продукции индийского стального гиганта в Казахстане, отметим этот факт. Однако, в экспертной среде бытует мнение, что названное количество «реализационных точек» для перспектив программы развития горно-металлургического комплекса чрезвычайно мало. Даже если учесть информационную составляющую: по словам главы АГМП, «многие отечественные компании, занимающиеся металлом, создают веб-сайты и успешно продвигают свою продукцию в интернете».
Между тем, сложившееся положение дел с наполнением внутреннего рынка металлургической продукцией не устраивает и аналитиков Банка развития Казахстана (БРК). Банку отведена довольно значительная роль в сценарии реализации программ развития ГМК и форсированной индустриализации, а, по оценке его экспертов, «металлургический экспорт республики, в основном это продукция низких переделов, съедает импорт металлических изделий». Согласно данным республиканской статистической службы, Казахстан продает лом, рулоны жести и стали, а импортирует миллионы тонн металлопроката и прочей трубной продукции.
«Да, Казахстан является одним из крупнейших в СНГ импортеров металлоизделий. Бум такого импорта мы пережили в 2006—2007 г. Тогда рос строительный рынок и самые разные металлоконструкции ввозились для строек. Рос и не прекращает этого делать рынок нефте- и газодобычи, предприятиям по-прежнему нужны трубы, другая специальная металлопродукция. По сути, сырьевой экспорт черной металлургии возвращается к нам в обработанном виде с накрученной добавленной стоимостью. Если объем казахстанского экспорта металлургических полуфабрикатов относительно стабилизировался, то темпы импорта металлоизделий и металлоконструкций на протяжении последних лет постоянно росли», — поддерживает аналитиков БРК независимый эксперт рынка Ю. Григорьев.
Однако, у руководителя АГМП Н. Радостовца полярное мнение, которое он подкрепил цифрами.
«На внутреннем рынке сложилась практика закупок сырья (металлов) переработчиками у отечественных производителей, и она удовлетворяет потребности внутреннего рынка. Отчетливую картину рисует анализ таможенной статистики, свидетельствующий о значительном снижении объемов импорта в период 2009—2010 году. Так, импорт алюминия необработанного снизился более чем в 4 раза, составив 105,1 тн в 2010 г в сравнении с 496 тн в 2009 году. Импорт меди рафинированной и сплавов медных необработанных — более чем на 50%, в 2009 г это было 955,1 тн, в 2010 г — 615,3 тн. Свинца необработанного импортировано меньше на 18% с лишним: в 2009 г — 465,9 тн, в 2010 г — 392,4 тн», — пояснил Н.Радостовец.
Причину явного снижения импорта глава АГМП видит в пропагандируемой властью модели развития бизнеса в ГМК по типу кластеризации. Да и по факту, вокруг крупных отечественных предприятий горно-металлургического сектора уже начинает формироваться малый и средний бизнес (МСБ). Такая консолидация, согласно отчетам акимов Карагандинской и Павлодарской областей, началась вокруг заводов «Арселор Миттал Темиртау», «Алюминий Казахстана», Казахстанский электролизный завод. Кстати, согласно открытым данным, компания «Арселор Миттал Темиртау» намерена к 2015 г довести объем сортового проката до 400 тыс. тн, что, по оценкам, полностью покроет внутренние потребности Казахстана в этом виде металлопродукции.
Стремление МСБ группироваться вблизи крупных предприятий эксперты рынка связывают также с бюджетной поддержкой программы развития горно-металлургической отрасли в рамках ГПФИИР. В программе развития и становления ГМК указывается, что совокупный объем финансирования за счет всех источников превысит Т1150 млрд. В том числе, только в 2010 г объемы расходов по системным мерам, финансируемым за счет средств республиканского бюджета, составили Т1 564 млн. В целом же, объем инвестиций в проекты горно-металлургической отрасли в ближайшие пять лет должен достичь Т2 трлн.
К примеру, в самой программе развития ГМК говорится, что кроме инвестиций в модернизацию существующих активов, крупные компании инвестируют средства в новые проекты. В частности, Oriel Resources развивает новые хромовые и урановые рудники. На Аксуском заводе ферросплавов (входит в структуру ENRC — КазТАГ) в новом агломерационном цехе планируется использование новейших инновационных технологий по производству феррохрома. В товариществе «KSP Steel» монтируются установка вакуумирования стали. Учитывая возрастающую потребность на рынке Казахстана в качественных трубах, компания BKV Group LLP планирует организовать в ТОО «Кастинг» производство 270 тыс. тонн в год труб диаметром 60,3 — 277,2 мм по известной технологии Retained Mandrel Mill. Соколовско-Сарбайское горно-обогатительное производственное объединение планирует создание производства металлизованного продукта мощностью до 2,8 млн. тонн в год с содержанием железа не менее 90%. Основная продукция введенного в строй в июле 2007 г Таразского металлургического завода — ферросиликомарганец. Завод поставляет его на казахстанский рынок, экспортирует в Россию и Беларусь, вовлекает в свою орбиту металлургические компании Кореи, Японии и Тайваня.
По мнению вице-министра индустрии и новых технологий Альберта Рау, высказанному им на недавней пресс-конференции, основной задачей развития отрасли должно стать «поэтапное создание новых перерабатывающих производств металлургической промышленности, связанных с выпуском продукции с высокой добавленной стоимостью».
«Выполнение этой задачи обеспечит не только рост производства высокотехнологичной продукции и экспорт на внешние рынки, но и, что очень важно, удовлетворение потребностей внутреннего рынка. Наиболее перспективно производство базовых металлов цветной и черной металлургии. Это сталь, ферросплавы, алюминий, медь, цинк, золото. Крайне важна организация производств сортового металлопроката — арматуры, уголка, листов, проволоки, сталелитейного производства для машиностроительной отрасли и развития производства легированных сталей», — считает А. Рау.
Как видно из прогнозов и выводов опрошенных экспертов, наполнение внутреннего рынка металлов на данном этапе становления отечественной экономики в равной степени волнует и власть, и предпринимательство. Думается, что наблюдаемая разница в оценках его состояния нивелирует как нигилизм довольно долго остававшихся на вторых ролях отечественных потребителей металлопроката, так и эйфорию власти, получившую в 2010 г программу развития ГМК. Предположим, что по итогам ее реализации наполнение рынка проката в стране окажется более впечатляющим, чем констатируемые нынче экспертами 25%.
Справка. На долю металлургической промышленности РК приходится более 35% объема обрабатывающей промышленности. В республике сосредоточено 30% мировых запасов хромовой руды, 25% — марганцевых и 10% — железных руд. Запасы меди, свинца и цинка составляют соответственно 10 и 13% от мировых. Среди стран СНГ удельный вес запасов хромитов составляет 90%, вольфрама 60%, свинца и меди 50%, бокситов 30%, фосфоритов 25%, железной руды 15%. В настоящее время Казахстан по производству титана занимает 3 место в мире, цинка — 7, свинца — 8, железной руды — 13, меди — 15, стали — 35.