Rambler's Top100
Сделать стартовой | Добавить в избранноеРегистрация | Заказать услугу | Забыли пароль?
МойМеталлопрокат.ру|Мой ХОТ|Мой спрос
ЛогинПароль
Сентябрь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

Август
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Яндекс цитирования

Что надо сделать для развития отечественного энергомашиностроения ?

26 апреля 2011, 09:32

Минпромторг России утвердил стратегию развития энергомашиностроения РФ на 2010-2020 годы и на перспективу до 2030 года. Развитие энергетического машиностроения - важный элемент в системе энергетической безопасности России. Зависимость энергетики страны от продукции зарубежных производителей агрегатов, в первую очередь газовых турбин, может оказаться крайне негативным фактором для экономики всей страны и жизни ее граждан. Разработчик Стратегии - Институт проблем естественных монополий - видит будущее российского энергомаша как партнерские отношения между государством и частным бизнесом. Об основных позициях принятой стратегии "РБГ" рассказал генеральный директор Института проблем естественных монополий Юрий Саакян.
- Юрий Завенович, как разрабатывалась стратегия?
- Для этой работы экспертами нашего института был проведен анализ состояния и основных проблем отечественного энергетического машиностроения, исследованы его структура и производственный потенциал, финансовое состояние и место на мировом рынке. Мы выделили глобальных мировых конкурентов нашего энергомаша и определили, какие угрозы с их стороны можно ожидать. Кроме того, оценили потребность российской энергетики в энергетическом оборудовании и спрогнозировали возможности и перспективы отрасли в случае реализации целевого сценария стратегии?
Специалисты ИПЕМ работали в плотной связке с производителями и потребителями энергетического оборудования. Итогом стало четкое описание системной проблемы отрасли, определение ее ключевых составляющих и путей их преодоления. Разработанный документ - это государственная стратегия и план мероприятий по ее реализации, цель которого - создание условий для развития отрасли, необходимых и достаточных для того, чтобы обеспечить соответствие возможностей российского энергомашиностроения запросам внутреннего и внешних рынков.
- Какую же основную проблему в энергомашиностроении страны вы видите?
- Системная проблема энергетического машиностроения, решение которой и является целью данной стратегии, сформулирована как разомкнутость цикла инновационного развития отрасли. Сейчас нет четко выстроенной цепочки: научные разработки, опытно-конструкторские работы, опытно-промышленная эксплуатация, серийное производство, реализация продукции потребителям, возврат средств в отрасль, в том числе и на так необходимые научные разработки.
В настоящее время есть ряд причин, влияющих на то, что цикл этот разорван. Причем, по нашему мнению, основной точкой напряжения является резкое сокращение взаимодействия предприятий электроэнергетики и энергомашиностроения в части постановки целевых ориентиров развития отрасли, создания нового энергетического оборудования и серийного тиражирования электростанций на его основе, а также недостаточный уровень государственной поддержки отрасли, включая участие в софинансировании приоритетных проектов. Российская промышленность во многих отраслях уступает своим зарубежным конкурентам, но мы считаем, что при определенных усилиях со стороны государства и бизнеса энергомаш страны возможно вывести на другой, более высокий уровень.
- Какие перспективы развития энергомашиностроения вы видите?
- Мы видим, что и описано в стратегии, три сценария: эволюционный, инновационный и партнерский. Они различаются методами воздействия на отрасль и уровнем ее поддержки государством. В первом сценарии предполагается сохранить существующее положение вещей, а развивать отрасль за счет госинвестиций, направленных на внедрение новых инновационных технологий. Во втором сценарии предлагается создать на базе предприятий энергетического машиностроения четко определенные центры компетенции. И инвестировать уже в развитие их научно-технологической базы. В партнерском же сценарии предполагается усиление механизмов частно-государственного партнерства. Совместные усилия должны прикладываться к разработке и передаче инновационных технологий энергомашиностроения в электроэнергетику, привлечению электроэнергетических компаний, а также новых инвесторов, в том числе частного бизнеса, к участию в реализации инвестиционных проектов. Естественно, роль частного бизнеса и отдельных инвесторов в выработке и принятии решений должна быть усилена, что, в свою очередь, повысит ответственность каждой стороны и поднимет эффективность проделанной работы.
Каждый из этих сценариев имеет как плюсы, так и минусы. По нашему мнению, скорейшему развитию отрасли, в том числе инновационному, способствует именно последний сценарий. Итогом работы над стратегией стала разработка комплекса взаимосвязанных мероприятий, скоординированная реализация которых позволит решить поставленные задачи и достичь сформированных целевых индикаторов.
- Каких же ключевых показателей должно достичь энергомашиностроение в результате реализации стратегии?
- Мы прогнозируем прогресс в отрасли, освоение ряда ключевых технологий и тем самым ликвидацию отставания от мирового уровня, постепенное снижение и поддержание на уровне не более 10-15% доли проектов энергоблоков с использованием зарубежного энергетического оборудования, обеспечение снижения износа основных фондов, создание системы подготовки и переподготовки высококвалифицированных кадров для обеспечения создания высокотехнологичного инновационного оборудования энергетического машиностроения. Как результат - значительный рост экспорта энергетического оборудования российского производства к 2030 году - до 15% от мирового рынка энергомашиностроительной продукции.
- Какой объем денежных средств необходим для реализации стратегии?
- По оценкам Минпромторга России, прогнозный объем финансирования мероприятий Стратегии на период до 2020 года в ценах соответствующих лет за счет всех источников финансирования оценивается в размере 157,37 млрд рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 22,33 млрд рублей и внебюджетных источников - 135,04 млрд рублей, на период 2021-2030 гг. - 155 млрд рублей, в том числе 15,6 млрд рублей за счет средств федерального бюджета и 139,4 млрд руб. за счет внебюджетных источников.

Российская бизнес-газета


Материалы по теме:
14/01/2020ММК вошел в число лидеров в области устойчивого развития
20/11/2019«Норникель» представил стратегию развития до 2030 года
03/10/2019Надо бы, надо бы остановиться... Российский и мировой рынок сортового проката: 23-30 сентября
26/09/2019Евробизнес: изменения в базу расчета ренты на железную руду надо перенести на 2021 год

Версия для печати: http://www.metalindex.ru/news/2011/04/26/news_30559.html?template=23
Российский Союз Поставщиков Металлопродукции  
© 2000-2020
Рейтинг@Mail.ru