ОАО РЖД пошло на повышение

22 апреля 2011, 09:26

Монополия требует дополнительной индексации тарифов
ОАО РЖД хочет дополнительно поднять тарифы на грузоперевозки в этом году на 3,8%. При этом общий рост тарифов по году составит уже не 8%, а около 10%. Таким образом монополия хочет компенсировать потери от несоответствия реальной инфляции прогнозам Минэкономики, на базе которых рассчитывалось исходное увеличение тарифов. Само ОАО РЖД оценивает убытки в 35,6 млрд руб. Монополии уже удавалось добиваться дополнительной индексации тарифов — последний раз она произошла в 2008 году.
Вчера перед заседанием РСПП, на котором присутствовал министр финансов Алексей Кудрин (подробнее см. стр. 6), президент ОАО РЖД Владимир Якунин заявил, что монополия просит у правительства промежуточного повышения уровня тарифов в 2011 году на 3,8%. Основная причина — более высокие по сравнению с прогнозными темпы роста цен в промышленности. Глава ОАО РЖД пояснил, что прогноз по инфляции на 2011 год был повышен с 6,6% до 9,3%. "Из-за волатильности предложений прямые потери ОАО РЖД в 2011 году составят 35,6 млрд руб., что и соответствует доиндексации тарифа на 3,8%",— уточнил господин Якунин, которого цитирует "Интерфакс".
Монополии уже удавалось добиться промежуточной индексации тарифов, последний раз — в 2008 году. Но возможность дополнительного роста тарифов на 2011 год до сих пор не обсуждалась. В мае 2010 года правительство утвердило индексацию тарифов на железнодорожные перевозки на 2011 год на уровне 8%, гораздо ниже запросов ОАО РЖД. Монополия настаивала на росте на 12,1% при сохранении господдержки на уровне 50 млрд руб. (без нее запрашивалось повышение на 17,8%). Если допиндексацию одобрят, общий рост тарифов на 2011 год составит около 10%.
Доходы ОАО РЖД от грузовых перевозок, исходно запланированные на уровне 973 млрд руб., в результате вырастут на 3,6% и превысят 1 трлн руб. Нынешний финансовый план компании предполагает получение ею чистой прибыли в размере 2,7 млрд руб., а всем холдингом ОАО РЖД — 16,9 млрд руб. Однако, уточняют в монополии, реальные итоги будут в значительной степени зависеть от итогов аукционов по продаже пакетов акций Первой грузовой компании и "Трансконтейнера".
Высокопоставленный источник "Ъ" в ОАО РЖД говорит, что "в принципе монополия могла бы прожить и без каких-либо индексаций ближайшие 10-15 лет", однако в результате вся инфраструктура полностью выйдет из строя. "Поэтому теперь государству надо принимать решение, чего оно хочет",— отмечает собеседник "Ъ". Но источник "Ъ" в правительстве называет тему допиндексации "непроходной", так как у ОАО РЖД "колоссальный ресурс для оптимизации издержек". "Если государство и пойдет на уступки ОАО РЖД, оно может выбрать иной путь — например, продажу акций дочерних обществ опережающими темпами",— добавляет собеседник "Ъ".
Грузоотправители восприняли идею ОАО РЖД резко негативно. Источник "Ъ" в одной из металлургических компаний заявил, что в свете слов президента страны по сокращению расходов естественных монополий рынок ждал снижения, а не роста тарифов. "В стоимости доставки товара перевозка по России до порта на расстояние 900 км и так уже обходится как фрахт судов до портов Западной Европы",— поясняет собеседник "Ъ". При допиндексации тарифов все долгосрочные контракты, которые пытаются подписать между собой металлурги, трубники, машиностроители, становятся бессмысленными, добавляет управляющий директор "Металлоинвесттранса" Хуршид Рузиев. Александр Сапронов, глава Независимой транспортной компании (входит в холдинг UCL, подконтрольный владельцу НЛМК Владимиру Лисину), полагает, что вместо роста тарифов "нужно повышать эффективность перевозочного процесса и инвестиционную эффективность отрасли".
Однако, например, Анна Куприянова из "Уралсиба" тем не менее считает, что допиндексация оправданна — темпы инфляции действительно превышают увеличение тарифов. Кроме того, промежуточный рост тарифов смягчит их повышение в 2012 году, отмечает аналитик. ОАО РЖД считает необходимым поднять тарифы в следующем году на 23%, хотя утвержденный Минэкономики уровень индексации на 2012 год составляет всего 7,4% (с учетом выделения монополии 40 млрд руб. субсидий). В правительстве тем не менее пока склоняются к варианту индексации на 11,4% с учетом введения 4% инвестсоставляющей в тарифе на грузовые перевозки.
Александр Панченко

Коммерсантъ


Материалы по теме:

Источник: http://www.metalindex.ru/news/2011/04/22/news_30493.html
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Участник рейтинга МЕТАЛЛ TOP10 Рейтинг@Mail.ru