Медное ралли набирает обороты

13 апреля 2011, 10:06

Цены на медь в Лондоне достигли исторического максимума в конце прошлого года благодаря одновременному эффекту от усиления диспропорций между производством металла и его потреблением, а также в связи с увеличением инвестиционного спроса (спекулятивная составляющая) и ослаблением ведущих мировых валют — в первую очередь доллара США.
В целом за последние 10 лет цена металла на LME выросла с $1780 за тонну (средние цены за 2000 год) до $7573 в 2010-м. При этом в моменте цены поднимались до $9800, а 2 февраля 2011 года был взят рубеж в $10000 за тонну, после чего произошло увеличение запасов на складах и коррекция вниз.
В глобальном плане на рынке сложилась достаточно интересная ситуация, которая фундаментально способствует дальнейшему росту цен на металл. Пока рано говорить о том, что она кардинально изменится в 2011 году. Вообще, роль меди в процессе индустриализации и урбанизации нельзя недооценивать. Спрос на медь со стороны Китая все чаще рассматривается как один из основных индикаторов экономики страны. Металл используется практически везде — от производства кухонной посуды до электроэнергетики и автомобилестроения. Параллельно возникают новые области применения — электрические и гибридные автомобили, аппаратура для очистки воды, антибактериальные продукты и т.д. Негативный эффект от мирового финансового кризиса, сильно тряхнувшего промышленность и сократившего спрос, сейчас уже во многом нивелирован процессами восстановления.
Ключевая проблема на мировом рынке меди заключается в том, что спрос растет, а предложение сильно отстает от его темпов. Согласно статистике International Copper Study Group (ICSG), мировое потребление металла в 2010 году выросло на 8,8%, в то время как его производство увеличилось лишь на 2%. Дисбаланс спроса и предложения в металле сейчас достигает максимального уровня с 2004 года. Если рассматривать ожидания дефицита меди в этом году от ведущих инвестиционных банков и крупнейших производителей, то разброс этих оценок очень невелик, что само по себе представляет достаточно редкое явление. В среднем в 2011 году ожидается дефицит меди в размере 550 тыс. тонн.
По итогам 2010 года объемы производства металла на мировом рынке составили 19,25 млн тонн. В 2011-м прогнозируется рост этого показателя в размере 5% (оптимистичный сценарий), что по расчетам должно дать более 20 млн тонн металла за год. Однако спрос продолжит расти более быстрыми темпами — минимум на 8%. Учитывая уже имеющийся дефицит, такой дисбаланс будет первым фундаментальным фактором для роста цен на медь.
Вторым фактором может стать несоответствие ожиданий ведущих производителей по наращиванию собственных мощностей. Подобное уже наблюдалось в 2010 году. Freeport-McMoRan Copper Gold Inc., крупнейшая в мире публичная медная компания, корректирует свои планы по добыче в сторону сокращения. Эндрю Хардинг, CEO медного дивизиона компании Rio Tinto, в ноябре 2010 года озвучил наблюдение компании: «В отрасли в целом наблюдается тенденция к падению выплавки меди из-за обеднения руд». В феврале этого года англо-швейцарская Xstrata сообщила, что по итогам 2010-го она увеличила добычу медных руд в пересчете на чистый металл, при этом произошло 2%-е сокращение объемов производства. Также серьезные сомнения вызывают оптимистичные прогнозы по производству в Китае, что обусловлено высокой энергозатратностью сектора в стране.
Третий фактор — старение и истощение рудников. Многие эксперты отмечают, что одной из самых больших нынешних проблем сектора является тот факт, что 14 крупнейших мировых рудников, составляющих 40% мирового производства, банально стареют. Некоторым из них уже более 100 лет, а полноценные разработки новых месторождений начнутся не скоро. Пока на очереди лишь месторождения в Монголии Oyu Tolgoi и Tampakan на Филиппинах. Недавно открытые месторождения в Германии (Бранденбург) и Монголии (рядом с Oyu Tolgoi), безусловно, перспективны, но начало добычи на них планируется не ранее 2012, а выход на максимальные мощности — к 2016-2017 году.
Четвертый фактор — Китай. Несмотря на то, что официальные власти Китая все чаще говорят о перегреве экономики страны, об искусственном торможении роста и необходимости борьбы с инфляцией, этот рост продолжится в текущем году вне всяких сомнений. По разным оценкам рост спроса на медь в Поднебесной вырастет от 7% до 8% в годовом исчислении. Производство же прибавит всего 2,3% (с 4,79 до 4,9 млн тонн красного металла). Даже при замедлении в строительстве страна продолжит развивать инфраструктуру и энергосистему, а это как минимум поддержит спрос на текущем уровне.
Последний, и не очень приятный, фактор — спекулятивный и инвестиционный спрос. К сожалению, мягкая монетарная политика, проводимая в последнее время Федеральной резервной системой США, буквально накачивает рынки избыточной ликвидностью. Иными словами, работает печатный станок и в конечном итоге «новые деньги» должны найти объекты инвестиций. Учитывая последние события в мире, (от войн и природных катаклизмов до финансовых проблем ряда ведущих европейских стран) однозначно можно сказать, что общемировые риски растут. Это означает, что инвесторы постепенно переходят от бумажных рисковых активов в реальные сырьевые товары. Достаточно посмотреть на ажиотажный спрос в фондах, обеспеченных физическими металлами, или проанализировать темпы роста цен на commodities за последние несколько лет. Инвестиционный спрос будет сохраняться на протяжении 2011 года, а спекулятивный будет только расти. А это в свою очередь приведет к повышенной волатильности цен.
Землетрясение в Японии внесло небольшие коррективы в прогнозы. Транспорт и электроника вместе забирают на себя примерно 43% всего мирового потребления меди. В Японии остановлены все основные заводы по производству автомобилей. Прекращаются поставки автокомпонентов на сборочные производства на материке. О временной остановке заявили и ведущие японские производители электроники. Нарушена транспортная и логистическая инфраструктура в стране. Масштаб разрушений настолько серьезен, что на восстановление потребуются месяцы. Доля Японии в мировом производстве всей электронной продукции в 2010 году составила 14%.
Удельный вес страны в мировом выпуске автомобилей достигает 20%. Если предположить, что потребление меди в Японии только по этим двум секторам сократится на 50%, то это снизит мировой спрос на 50 тыс. тонн в месяц. А этот фактор способен в моменте продавить цены вниз и устроить небольшую коррекцию.
С восстановлением после землетрясения произойдет сильное повышение спроса за счет строительства разрушенной инфраструктуры, восстановления электроэнергетики и возобновления работы автомобильных и электронных производств. Это развернет цены вверх и уберет временное сокращение спроса.
Существует небольшой риск постепенного замещения меди алюминием из-за высоких цен на металл. Сейчас ежегодно замещается порядка 450-500 тыс. тонн меди. Эта практика начала укрепляться с 2005 года с ростом цен. Благодаря уникальным характеристикам меди, найти ей качественную замену трудно. К примеру, нужно в два раза больше алюминия, чтобы передать то же количество электроэнергии, что по медному кабелю. Более того, начались исследования, касающиеся возможности замены меди на алюминий в автомобильной промышленности, однако они пока не дали каких-либо вразумительных результатов. Эксперты пока сходятся во мнении, что подобный технологический переход нерационален и едва ли осуществим.
Катастрофы в Японии в краткосрочной перспективе окажут негативное влияние на цены, а в среднесрочной — дадут сильное увеличение спроса и приведут к росту цен. Китайская экономика, несмотря на производство почти 5 млн тонн меди в этом году, будет испытывать дефицит и наращивать импорт. Начало ввода в строй новых рудников и выход их на полную мощность ожидается не ранее 2012 года.
Сейчас есть практически полный консенсус относительно перспектив цен на металл в 2011 году: будет рост и выход выше $10000 за тонну. Дефицит металла в размере 550 тыс. тонн, рост спроса до 21 млн тонн, инвестиционный и спекулятивный интерес приведут к тому, что средняя цена на медь в 2011 году будет находиться выше отметки в $9800 за тонну.

Металлиндекс


Материалы по теме:

Источник: http://www.metalindex.ru/news/2011/04/13/news_30183.html
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Участник рейтинга МЕТАЛЛ TOP10 Рейтинг@Mail.ru