![](/images/emp.gif)
Японию все еще трясет, и новости об АЭС «Фукусима-1» пугают. Но так уж все устроено в экономике, что считают в таких случаях не только потери, но и выгоды. Вроде бы их нет.
![](/images/emp.gif)
Счет погибших пошел на десятки тысяч. Восстановление разрушенных районов оценивается в сотни миллиардов долларов. «Ядерная» тема уже ставит под вопрос атомную энергетику в Европе. Какие уж тут могут быть выгоды?! Угольные.
![](/images/emp.gif)
А значит, кузбасские?
![](/images/emp.gif)
Япония вообще-то до этого века имела свои предприятия по добыче угля. Хотя начало 2000-х было уже закатом угольной японской промышленности. Небольшой, правда. В 1940-60-е гг. здесь не добывали и 60 млн. тонн угля в год. Однако ж японские власти посчитали, что возить уголь из Австралии или Индонезии выгодней, чем добывать топливо для электростанций и сырье для меткомбинатов на своих шахтах и разрезах. Во многом причина тому – ухудшение горно-геологических условий на японских предприятиях.
![](/images/emp.gif)
Как рассказал «Кузбассу» представитель одной из угольных компаний области, Япония закупала не менее 50 млн. тонн импортного коксующегося угля. Объемы поставок доходили до 58 млн. т. В кризис отгрузка падала до 52 млн. т. На нынешний год был прогноз – около 55 млн. тонн. И это только коксующийся уголь. Всего же Япония до последних пор экспортировала порядка 200 млн. тонн угля. Большая часть экспорта–энергетический уголь. Так, в прошлом году японские электростанции потребили более 125 млн. тонн. В том числе российского.
![](/images/emp.gif)
Вообще наш уголь к моменту закрытия последней японской шахты здесь был известен. Еще в 1974 г. между СССР и Японией было заключено Генеральное соглашение на 20 лет. Согласно документу, мы Японии отправляли южноякутский уголь, Япония нам – машины, оборудование, материалы. В течение срока действия соглашения из СССР в Японию ушло 104 млн. т
оксующегося угля, мы же получили технику для освоения месторождений Южной Якутии и строительства части БАМа. Однако, как и в других азиатских странах, российский уголь обходят Австралия, Индонезия. Наша доля японского пирога, говорят эксперты, процентов 15. Позиции же главных кузбасских поставщиков угля в Японию – СУЭК и «Кузбассразрезугля» – сравнимы с добычей средних по мощности разрезов. СУЭК в прошлом году поставил в Японию 3,9 млн. тонн угля, «Кузбассразрезуголь» и того меньше – 1,1 млн. тонн. Однако и эти поставки считаются победой.
![](/images/emp.gif)
Японский рынок, по словам представителя одной из кузбасских угольных компаний, которая в марте должна была отгрузить туда свой первый корабль с углем (по контракту произошел форс-мажор из-за землетрясения, случившегося неделей раньше), очень специфичен. Чем и интересен. Во-первых, он дорогой. Цена на уголь на 15-20% выше, чем в среднем на азиатском рынке. Во-вторых, японцы – народ основательный. Если уж сказали «да» какому-то товару, то это надолго. Потому попасть в импортный поток этой страны все равно, что медаль получить. Правда, и заслуги требуются соответствующие. Японцы придирчивы к качеству и требуют ритмичных поставок. А вот здесь начинается «российский фактор». Если с качеством вопросов особых нет, то с поставками…
Шансы, говорят эксперты, есть у тех, кто контролирует не только угольные предприятия, но и стратегические порты на японском направлении (не надо же лишний раз напоминать, как далеко мы находимся от потребителя, и чтобы уголь стал товаром, его еще нужно доставить). А таковых в Кузбассе – СУЭК да «Кузбассразрезуголь»…
В конце февраля СУЭК открыл представительство в Японии. Руководство компании тогда напрямую связало перспективы работы в Японии с развитием своего Ванинского угольного терминала. Сейчас мощности порта приближаются к проектным 12 млн. тонн в год. Компания работает и над тем, чтобы и пропускные способности железной дороги не тормозили развитие Ванино. К слову, именно сюда с кузбасских станций Терентьевская и Ерунаково везет сейчас уголь с опережением плана «Первая грузовая компания». Говорят, что шансы на новые успехи в Японии имеет и «Кузбассразрезуголь» со своим портом «Восточный».
![](/images/emp.gif)
…На днях появились и предварительные оценки дополнительного объема угля, который может потребить Япония с поправкой на землетрясение. Это чуть более 6 млн. тонн. Немного. Тем более что конкурентов у России, повторю, предостаточно. К тому же без наших транспортных проблем. Но у Японии тоже конкуренты имеются. Южная Корея или Китай, к примеру. Это растущие рынки, где российский уголь, судя по контрактам кузбасских компаний, востребован. Опять же Европу, видимо, придется тоже переоценивать. Обернутся же чем-нибудь уже начавшиеся остановки АЭС и протесты против ядерной энергетики.
![](/images/emp.gif)
Может, конечно, и не ростом потребностей в угле…