Россия и Украина, ранее бывшие крупными поставщиками металлолома на мировые рынки, в ближайшие годы могут не только прекратить экспорт, но и перейти в разряд импортеров. Причина - снижение ломосбора, динамика которого уже отстает от прироста новых электросталеплавильных мощностей.
Россия
В России докризисный сбор лома составлял 30-31 млн. т в год, этого хватало для обеспечения потребностей металлургии и довольно существенного экспорта, объемы которого в последние 10 лет колебались в пределах 6-12 млн. т в год.
С началом кризиса и резким падением спроса со стороны металлургов объемы сбора стали снижаться, часть мелких и средних компаний вышла из этого бизнеса. В 2009 г. сбор упал до 17 млн. т, однако в 2010 г. на фоне восстановления спроса поднялся до 21,5 млн. т.
Внутренние поставки лома в 2010 г. оцениваются в 17 млн. т, экспорт - 4,1 млн. т (+42%). Основными покупателями стали Беларусь (1,7 млн. т), Турция (1 млн. т), Южная Корея (500 тыс. т).
Импорт в РФ лома пока незначителен, в 2010 г. он составил всего 11 тыс. т.
Крупнейшими игроками на рынке лома РФ являются ломозаготовительные подразделения металлургических комбинатов - «Вторчермет НЛМК», «Северсталь», «Профит» (подразделение ММК), «Сибирская горнометаллургическая компания» (собирает лом для группы «Евраз»), «Тулачермет», «Мета» (лом для ЧТПЗ и ПНТЗ) и др., а также ряд независимых поставщиков, на которых приходится около трети рынка.
В частности, в 2010 г. «Вторчермет НЛМК», одного из крупнейших поставщиков лома в РФ (15% рынка), реализовал 3,2 млн. т лома, на 31% выше уровня 2009 г. Предприятия ломозаготовительного сегмента «Северстали» в 2010 г. увеличили реализацию лома на 38% - до 1,1 млн. т. «Профит» поставил ММК порядка 4 млн. т. «Евраз», который закупает 2,1 млн. т в год, примерно половину этого объема получил от Сибирской ГМК.
Уже в 2010 г. ломовый баланс в стране мог бы стать напряженным вследствие ввода в строй трех ЭДСП общей мощностью 2,4 млн. т стали в год и с потребностью в сырье до 2 млн. т в год. Дефицита не возникло увеличению сбора благодаря росту цен, упрощению «ломного законодательства», увеличению количества новых приемных пунктов, а также активизации программы утилизации старых автомобилей, в рамках которой утилизировано около 350 тыс. старых машин.
По информации специалистов, одна легковушка дает примерно 0,6 т лома, соответственно, приток лома на рынок составил порядка 210 тыс. т, или 1% потребления. В масштабах страны это немного, однако, в России около 15 млн. единиц легковушек старше десяти лет, это значительный ресурс ломообразования. Плюс старые грузовики и автобусы, утилизация которых должна начаться в нынешнем году.
По оценкам Союза региональных объединений заготовителей и переработчиков лома и отходов черных и цветных металлов (СОЮЗлом), к 2020 г. потребность России в ломе вырастет до 31 млн. т. Основной причиной этого будет рост производства электростали (+40% в 2015 г. и +83% в 2020 г. по сравнению с 2007 г.). В то же время, собираемость лома, несмотря на вероятный в условиях дефицита рост коэффициента его извлекаемости из потенциальных резервов, может начать сокращаться (на 15% в год) уже в 2013 г. по причине снижения потенциальных резервов. Вследствие этого к 2017 г. сбор упадет до 13 млн. т (-53% к 2008 г.).
В результате значительного роста потребности в ломе и падения собираемости лома уже в 2013 г. возникнет дефицит лома на внутреннем рынке в размере 3 млн. т и, его придется либо импортировать, либо заменять чугуном и ГБЖ. К 2019 г. дефицит лома может достигнуть 15 млн. т (50% от внутренней потребности без учета оборотного лома).
Обсуждаемые в настоящее время в РФ возможные меры по ограничению экспорта металлолома из страны (в частности, сокращается количество таможенных постов для экспорта) вызвали недовольство Европейской Комиссии и Euroferr, которые заявили, что «российские технические барьеры в торговле ломом неприемлемы».
Украина
Отметим, что на российский лом претендует и Украина, где также намечается дефицит сырья. За последние 5 лет страна потеряла статус крупного мирового экспортера лома. После введения в 2003 г. пошлины на экспорт лома в 30 евро/т внешние поставки упали с уровня 4-5 млн. т до 1,3 млн. т (2005 г.). В последующие годы размер пошлины, по договоренности с ВТО и Еврокомиссией, снижался (сейчас - 14,8 евро/тонна).
По данным Украинской ассоциации вторичных металлов («УАВтормет»), в 2010 г. заготовка лома в стране составила 6,7 млн. т, что на 13% выше АППГ, поставки лома на метпредприятия порядка 5,314 млн. т. В минувшем году удельный расход лома на 1 тонну стали составил 193 кг, наивысший показатель за последние 15 лет.
Помимо меткомбинатов полного цикла, в стране работают такие ориентированные на лом заводы как Донецкий ЭМЗ, «Днепроспецсталь», «Электросталь» и «Азовэлектросталь». Именно эти предприятия периодически сталкиваются с дефицитом лома, в то время как крупные комбинаты, за счет более высоких закупочных цен, не имеют проблем с поставками.
В частности, 21 февраля из-за возросших цен на лом приостановила работу
«Электросталь». На предприятии жалуются, что не могут купить лом, поскольку поставщики предпочитают отгружать его крупным меткомбинатам, которые предлагают закупочные цены 3,1-3,2 тыс. грн/тонна, или на экспорт (цены на лом на FOB достигают $450-460/тонна).
По оценке президента «УАВтормет» Валентина Куличенко, цены на металлолом в стране высокие, однако ниже мировых, в том числе за счет отмены НДС с операций с ломом.
По оценкам ГП «Укрпромвнешэкспертиза», в 2012 г. в Украине возможно возникновение дефицита лома на уровне 700-800 тыс. т. Это произойдет вследствие ввода в эксплуатацию ЭСПК «Днипросталь» группы «Интерпайп», который будет потреблять порядка 1,35-1,4 млн. т в год.
Реализация же анонсированных планов строительства электропечей на ДМЗ (вместо мартеновских) приведет к дефициту в 1,5-2 млн. в год, нехватку которых, очевидно, придется восполнять импортом. При этом, нехватка лома на рынке отмечается, даже несмотря на снижение экспорта лома из Украины, который в настоящее время составляет менее 10% от общего сбора.