![](/images/emp.gif)
На протяжении последнего полугода цены на стальную продукцию на китайском рынке стабильно поднимались, прибавив за это время более 40%. При этом, все это время основным «мотором» подъема был внутренний спрос, а стоимость стальной продукции для национальных потребителей была выше, чем при экспорте. Однако во второй половине февраля эта ситуация изменилась.
![](/images/emp.gif)
Резкий рост экспортных котировок на китайский прокат не сопровождался адекватным увеличением цен на внутреннем рынке. Более того, в последнюю неделю китайским дистрибуторам пришлось пойти на уступки. В частности, средний уровень цен на коммерческий горячий прокат в восточных провинциях опустился ниже $745 за т с металлобазы. В то же время, экспортные котировки на данную продукцию продолжили рост, дойдя на прошлой неделе до $770-790 за т FOB. Некоторые компании предлагали горячекатаные рулоны и по $810 за т FOB.
![](/images/emp.gif)
Прекращение повышения на китайском рынке вполне объективно и обоснованно. Прежде всего, во время праздничной паузы складские запасы стальной продукции в стране значительно возросли. В наибольшей степени этот процесс коснулся длинномерного проката – так, резервы арматуры увеличились более чем на 25%, однако у трейдеров скопились также большие запасы листовой продукции, распродажа которых должна занять не меньше месяца. При этом, ожидавшегося во второй половине февраля расширения внутреннего спроса так пока и не произошло. Правительство неоднократно заявляло в последнее время о намерении притормозить рост экономики, чтобы восстановить стабильность финансовой системы и избежать надувания новых «спекулятивных пузырей», вследствие этого потребители придерживаются осторожного подхода к закупкам стальной продукции.
![](/images/emp.gif)
Решающее же влияние на китайский рынок стали оказало, пожалуй, удешевление сырья. Импортировав в январе рекордные 68 млн. т железной руды, китайские компании затем ограничили закупки. В результате стоимость 63,5%-го индийского концентрата, в середине февраля подойдя вплотную к отметке $200 за т CIF, пошла вниз и за последнюю неделю потеряла около 5%.
![](/images/emp.gif)
Слабость внутреннего рынка всегда подталкивала китайских металлургов к увеличению экспорта. В январе китайские компании отправили за границу 3,12 млн. т стальной продукции, что представляет собой максимальный результат с июля прошлого года. В настоящее время китайский плоский прокат выглядит достаточно конкурентоспособным по сравнению с предложениями тайванских, японских или российских компаний, а в Европе китайская импортная продукция котируется примерно наравне с местной.
![](/images/emp.gif)
Впрочем, пока китайские производители стали не считают экспортные операции приоритетными. Во-первых, спрос в Восточной Азии, так же как и в самом Китае, остается относительно слабым, покупательская активность находится на низком уровне. Исключением из этого правила является, пожалуй, только судостроительный лист, который предлагается китайскими компаниями по $820-850 за т FOB, тогда как японские конкуренты анонсируют на второй квартал повышение до $950-1000 за т FOB.
![](/images/emp.gif)
Во-вторых, по мнению китайских аналитиков, нынешний спад на внутреннем рынке имеет кратковременный характер. Нынешний год является стартовым для 12-той китайской пятилетки, в план которой включено существенное расширение финансирования инфрастуктуры, жилищного строительства, энергетики. Как ожидается, уже в марте начнется утверждение ряда крупных проектов, подъем ожидается и в таких отраслях как автомобиле- машино- и судостроение. Все крупнейшие китайские металлургические компании объявили на март повышение внутренних цен на плоский прокат на $30-45 за т.
![](/images/emp.gif)
Таким образом, китайские металлурги ожидают, что уже в начале марта привычное соотношение между внутренними и экспортными котировками восстановится, и рынок снова придет в равновесие. Однако, если их ожидания весенней активизации экономической активности не оправдаются, в стране образуются значительные излишки стальной продукции, которые могут пойти на внешние рынки.