
UC Rusal не без ликования отчиталась на днях о впечатляющем росте финансовых результатов в первом полугодии 2010 года. Выручка, к примеру, увеличилась почти на 42%, до 5,32 млрд долл. Правда, как следует из отчета компании, почти весь рост доходов обеспечило увеличение продаж через Glencore. Доля швейцарского трейдера, являющегося также акционером и конкурентом UC Rusal, за последний год выросла с 20 до почти 50%.

Как следует из отчетности UC Rusal за первое полугодие 2010 года, около 85% выручки — 4,52 млрд долл. — ей принесли продажи алюминия и сплавов. Но если в первой половине прошлого года продажи этой продукции третьим сторонам принесли компании 76,4% от выручки по сегменту (которая составила 3,16 млрд долл.), то в первом полугодии 2010 года — только 47,7%. Зато резко выросла доля продаж покупателям, «которые могут оказывать существенное влияние» на Rusal (то есть совладельцы алюминиевой компании): с 21,6 до 49,2%, или с 683 млн до 2,23 млрд долл. Подобная тенденция наблюдается и в продажах сырья. В общей выручке продажи «родственным покупателям» обеспечили почти 50% выручки против около 20% год назад.

В самой компании вчера не стали обсуждать, с чем связан такой рост. Исходя из отчета Rusal за 2009 год расти эта доля начала во второй половине прошлого года и по его итогам составила 36,7% (от 6,77 млрд долл., которые принесли продажи алюминия и сплавов). Крупнейшим покупателем Rusal является швейцарский трейдер Glencore, который контролирует 8,7% акций алюминиевой компании. Именно на него и приходятся почти все эти продажи, отмечает аналитик Nomura Владимир Жуков. Glencore — одна из крупнейших в мире трейдинговых компаний, специализирующаяся на сырьевых товарах. При этом она и одна из самых закрытых. В офисе компании в Швейцарии, а также в российском представительстве не смогли прокомментировать взаимоотношения с Rusal.

Glencore в случае с Rusal выступает в трех ипостасях — как трейдер, совладелец и конкурент (у швейцарцев есть собственные алюминиевые активы). Поэтому компания Олега Дерипаски в инвестмеморандуме к IPO в Гонконге предупредила своих потенциальных инвесторов о возможных рисках. В частности, там содержится раздел под названием «Независимость от Glencore», где прописаны меры, позволяющие UC Rusal не оказаться под влиянием швейцарского партнера.

При этом Rusal неоднократно заявляла, что ее стратегической целью является увеличение доли продаж конечным потребителям. Еще в 2009 году директор по сбыту UC Rusal Сергей Бельский заявлял, что компания намерена удержать эту долю на уровне 60%. Но Glencore пока наращивает свою долю, за два года уже в пять раз: в 2008 году на нее приходилось лишь 10% продаж Rusal.

Пока у Rusal не получается осуществить свои планы, возможно, из-за наличия контрактов с Glencore, предполагают эксперты. «Обычно трейдер подписывает соглашение, где гарантирует цену не ниже определенного уровня и снимает дополнительные риски, которые могут быть связаны с тем, что цена реализации окажется ниже среднерыночной за этот же период», — отмечает аналитик «Уралсиба» Дмитрий Смолин. О том, что у компании есть целый ряд контрактов (в том числе и долгосрочных) с Glencore на поставки глинозема и первичного алюминия, сообщается и в проспекте Rusal.

И если Rusal только расширяет сотрудничество с Glencore, то тот же «Норильский никель» недавно отверг предложение швейцарцев о сотрудничестве. «Предложенные условия были нами изучены, мы сочли их невыгодными, так как это привело бы к отрицательным экономическим и неэкономическим последствиям для компании», — отметил представитель ГМК, напомнив, что у «Норникеля» есть собственная сбытовая сеть, которая «самостоятельно эффективно занимается реализацией 100% продукции, при этом порядка 90% идет напрямую конечным потребителям».