
О сокращении рассматриваемых площадок с пяти до двух объявил в интервью РИА «Новости» старший вице-президент ОАО «РЖД» Валентин Гапанович. По его словам, в списке остались воронежское ОАО «Вагонреммаш» (структура РЖД) и ОАО «Уральский завод железнодорожного машиностроения» (Верхняя Пышма Свердловской области, входит в группу «Синара» бизнесмена Дмитрия Пумпянского). По словам господина Гапановича, окончательный выбор площадки «будет согласован с Siemens»15 августа.

По словам руководителя проекта скоростных поездов ООО «Сименс» Гарегина Мартиросяна, из списка претендентов оказались вычеркнуты санкт-петербургский завод «Электропульт», Московский локомотиворемонтный завод и новороссийский завод «Вагонреммаш». «В Новороссийске предприятие маленькое и старое, в Москве под проект нам соглашались давать только часть производственных площадей, которые при огромных вложениях могли бы обеспечить ежегодный выпуск всего 70 поездов. Питерскому предприятию не хватило, в частности, железнодорожного подъезда, на строительство которого у нас уже нет времени», – рассказал господин Мартиросян. По его словам, заявки Воронежа и Екатеринбурга «примерно равны». «На уральском заводе рядом есть сырье, а на воронежском – квалифицированная и относительно недорогая рабочая сила», – пояснил он.

О проекте локализации в России производства Desiro представители РЖД и Siemens впервые объявили в декабре 2009 года. Тогда компании заключили контракт на поставку 54 Desiro для Олимпиады-2014 в Сочи. По проекту, оператором составов будет компания «Аэроэкспресс». Первые 38 поездов, по договоренности, выпустят немецкие предприятия Siemens, остальные 16 – частично российские. Однако в середине июля 2010 года компании подписали меморандум о создании в России СП Siemens и «Аэроэкспресса», предполагающий размещение на СП заказа на 1,2 тыс. вагонов (240 электропоездов). По проекту оно будет выпускать около 200 вагонов ежегодно. Создание предприятия планируется завершить в начале 2011 года, 80-процентную локализацию производства Desiro – в 2017 году. Стоимость строительства 240 электропоездов, по оценке Bloomberg, составляет 2,2 млрд евро. Пригородные поезда Desiro могут развивать скорость до 160 км/час. В России Desiro получили название «Ласточка».

В Воронеже и Екатеринбурге вчера были уверены в победе своих предприятий. «Вероятность размещения производства у нас – 90%, в Екатеринбурге – 10%. Какой бы у них ни был совместный опыт работы с немцами, у них нет нашего преимущества: на „Вагонреммаше“ не нужна коренная модернизация, лишь небольшие вложения в адаптацию мощностей под Desiro», – заверили на «Вагонреммаше».

Министр экономики Свердловской области Михаил Максимов, в свою очередь, заметил, что региональные власти «крайне заинтересованы в проекте», который курирует «лично губернатор Александр Мишарин». «Он провел уже не одни переговоры с немцами и РЖД. На мой взгляд, именно участие первого лица позволяет склонить немецких партнеров к тому, чтобы разместить производство у нас», – рассказал господин Максимов. По мнению чиновника, в пользу площадки в Свердловской области говорит то, что «она уже практически готова» и ведет производство современных локомотивов по заказам РЖД. По словам собеседника „Ъ“ в правительстве региона, в середине июля господину Мишарину «было обещано», что конечное производство будет размещено на базе СП Siemens и группы Уральского завода железнодорожного машиностроения.