
«Евраз» на треть увеличил производство железнодорожной продукции. Очередное соглашение между металлургическим холдингом и ОАО «РЖД» пролонгировано, но эксперты говорят о возможности скорого появления новых игроков в борьбе за заказы монополии.

Во втором квартале этого года в сравнении с аналогичным периодом 2009 года металлургические комбинаты «Евраза» на 29,2% увеличили производство железнодорожной продукции – до 525 тыс. тонн.

По мнению представителей пресс-службы «Евраза», это связано с увеличением объёмов ремонта на железной дороге. «Производственная программа увеличивается, поэтому потребности растут. Поставки в соответствии с соглашением уже начались, причём не разовые поставки, а именно целенаправленные», – подчеркнули в пресс-службе компании.

На нужды РЖД приходится около 90% железнодорожной продукции, которую производит «Евраз».

По словам источника в ОАО «РЖД», сейчас компания закупает порядка 12% рельсов у Японии, остальные 88% приходятся на металлургические предприятия «Евраза», в основном – Нижнетагильский и Новокузнецкий меткомбинаты.

«Но в следующем году возможно двукратное увеличение закупки импортных рельсов», – говорит собеседник «Гудка» в РЖД.

Среди потенциальных поставщиков железнодорожной продукции в РЖД называют тех же японских, а также австрийских производителей. Впрочем, это не означает, что в РЖД не удовлетворены взаимоотношениями с компанией «Евраз». Об этом, в частности, говорит подписанное 30 апреля соглашение между двумя этими компаниями, в котором стороны договорились по системе ценообразования до конца 2012 года.

Стоит отметить, однако, что ещё в феврале 2008 года РЖД заключили договор с компанией «Мечел» о гарантированных поставках рельсов. Металлургический холдинг обязался тогда построить универсальный рельсобалочный стан мощностью 1,1 млн тонн проката в год. Согласно договорённостям, выпуск рельсов (включая рельсы длиной до 100 м) должен был начаться уже в этом году, однако сейчас сроки скорректированы – запустить стан планируется только в конце 2011 – начале 2012 года.

По мнению аналитика УК «Уралсиб» Дмитрия Смолина, соглашение РЖД и «Мечела» было заключено отчасти и для того, чтобы ослабить зависимость от «Евраза». Эксперт отмечает, что, имея на территории России двух поставщиков рельсов, РЖД смогут получить более сильную переговорную позицию.

«Пока «Евраз» является монополистом в отсутствии других игроков, но ситуация может измениться с приходом на рынок железнодорожной продукции компании «Мечел», – говорит Дмитрий Смолин. Впрочем, он же подчеркивает, что речь не идёт о том, что «Мечел» заберёт основные заказы.

«Он станет производить высокоскоростные рельсы на новом стане. Следовательно, будет поставлять тот продукт РЖД, который сейчас они вынуждены импортировать. Я бы не ожидал снижения производства железнодорожной продукции на «Евразе». Наоборот, «Мечел» может вытеснить японцев», – добавляет аналитик.