
Нурсултан Назарбаев раскритиковал металлургический бизнес за нерациональную разработку месторождений и чрезмерную энергозатратность. Сырьевики обещают исправиться, но оговариваются, что для этого им нужна поддержка со стороны властей.

«В стране сейчас накопилось более 30 млрд т вторичных ресурсов, в том числе 20 млрд – техногенных отходов горно-металлургического комплекса. Их необходимо рассматривать как самостоятельную сырьевую базу металлургии», – заявил глава государства на I Казахстанском международном конгрессе по минеральным ресурсам и металлургии 30 июня в Астане. По его данным, из скопившихся 20 млрд т отходов более трети токсичны. «Значительный вклад в этот антирекорд внесли горнодобывающая промышленность и металлургия, но так не может продолжаться», – подчеркнул Президент. Разведанных месторождений с богатым содержанием полезных ископаемых становится все меньше, поэтому надо сосредоточиться на разработке технологий по их обогащению, отметил он. В качестве примера г-н Назарбаев привел отвалы Экибастузского угольного бассейна, где «лежат бокситы с 25%-ным содержанием глинозема». «Мы их считаем отвалами, а остальной мир – богатейшей рудой. Вот где наши резервы», – сказал он.

Вторая претензия Президента в адрес ГМК – чрезмерная энергозатратность предприятий. «10 крупнейших отечественных металлургических компаний потребляют 30% всей вырабатываемой в Казахстане электроэнергии, – сообщил он. – С таким, как сейчас, использованием электроэнергии, цена на которую будет все время расти, мы далеко не уедем. Значит, надо применять новые технологии и переходить на энергоэкономичное производство».

Металлурги с критикой Президента согласны, но обращают внимание на затратность мероприятий, которые необходимо провести, чтобы исправить ситуацию. Для переработки вторичных ресурсов, говорят они, надо покупать специальное оборудование за рубежом, а его ввоз в страну облагается 15%-ной таможенной пошлиной. Однако работу разворачивать нужно, значит, придется находить компромисс между ценой и объемами, сказал «&» исполнительный директор Республиканской ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий Николай Радостовец. Компании затрудняются назвать конкретные суммы необходимых расходов на закуп оборудования. «Это слишком индивидуально, для каждого месторождения надо считать отдельно», – пояснил г-н Радостовец. Возможно, добавил он, потребуется даже разработать специальную программу, предусматривающую порядок переработки вторичных ресурсов. «Но здесь понадобится поддержка местных властей в строительстве инфраструктуры», – считает собеседник.

По поводу применения энергосберегающих технологий у промышленников возражений нет – в связи с ежегодным ростом энерготарифов снижение энергоемкости в последнее время стало одним из основных требований к новым проектам. «Учитывая жесткую конкуренцию, работа в этом направлении ведется практически на каждом предприятии. Ведь экономия энергии позволяет снизить конечную цену продукции на 10-12%», – рассказал г-н Радостовец.

К примеру, в Казцинке уже 11 лет работает машина по выработке тепла стоимостью 27,7 млн тенге. Она способна обеспечить энергией один цех и окупилась за 2,5 года. Наиболее распространены в нашей стране китайские установки – при аналогичных параметрах они дешевле германских, шведских и японских в 3-5 раз, сообщил «&» кандидат технических наук Алтай Алимгазин. Есть и совместная казахстанско-российская технология, которую ученые собираются запатентовать. «Это тот же самый тепловой насос, просто мы разработали другую схему и ввели дополнительные блоки», – пояснил г-н Алимгазин. По его словам, первая такая установка будет введена в эксплуатацию в одной из школ Астаны уже в текущем году. Стоит она в разы дешевле европейских аналогов – $20 тыс. Для сравнения: подобная машина известной марки «Виссманн» стоит на заводе 238 тыс. евро, и это без расходов на доставку и растаможку.

Как отмечает г-н Алимгазин, сегодня в стране действуют порядка 200 энергосберегающих установок, из них 50-60 приходятся на горно-металлургический сектор, в основном – на урановые рудники Казатомпрома. «Предприятия неохотно идут на этот шаг. Пока Президент не сказал, никто не хотел шевелиться, так как это дополнительные затраты», – говорит эксперт. В связи с этим он считает необходимым внедрить стимулирующие рычаги для крупных компаний. В настоящий момент в Министерстве индустрии и новых технологий обсуждается возможность предоставления налоговых преференций предприятиям, использующим энергосберегающие технологии. По словам г-на Алимгазина, это могут быть либо таможенные льготы, либо государство не будет облагать налогом средства, сэкономленные на использовании данных технологий.