Rambler's Top100
Сделать стартовой | Добавить в избранноеРегистрация | Заказать услугу
МойМеталлопрокат.ру|Мой ХОТ|Мой спрос
ЛогинПароль
Август
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Июль
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Яндекс цитирования

Интервью с гендиректором «Распадской» Геннадием Козовым

23 апреля 2010, 10:40

Кризис заставил «Распад­скую» поменять географию своих поставок. Буквально за год удалось наладить сотрудничество с азиатскими покупателями. О том, как компания будет развивать новое для себя направление и выстраивать отношения с российскими партнерами, корреспонденту РБК daily ГАЛИНЕ КАМНЕВОЙ рассказал генеральный директор «Распадской» ГЕННАДИЙ КОЗОВОЙ.
— Не так давно «Распадская» выпустила операционные результаты за первый квартал 2010 года, в которых говорится, что компания видит восстановление спроса на свою продукцию. Как вы оцениваете состояние рынка сейчас?
— Локомотивом роста в конце года стал Китай. Спрос на российских металлургических предприятиях сегодня восстанавливается, мы уже в четвертом квартале прошлого года восстановили 100-процентный спрос на нашу продукцию, в таком же режиме работаем и первые четыре месяца этого года. Спрос, соответственно, повышает и цены.
— Цена для российских производителей на второй квартал уже установлена. По какому принципу вы формируете цену?
— По объемам у нас подписаны долгосрочные контракты с основными российскими металлургическими компаниями. Что касается цен, то иногда их подталкивают сами российские металлурги, как было в докризисные годы, когда рос спрос на металлы. Сейчас цены внутреннего и внешнего рынков примерно равны. Экспортные цены с апреля 2010 года формируются контрактами международных игроков.
— На твердый коксующийся уголь с апреля установлена цена 200 долл. на ФОБ Австралии. А у вас какие цены на экспорт?
— Мы продаем уголь полутвердых марок, поэтому делаем скидку за качество, по ряду наших контрактов она составляет 8—8,5%. Примерно 130 долл. на FCA Междуреченск, это хорошая цена.
— С российскими компаниями сейчас контракты в основном долгосрочные?
— Они были подписаны до 2011 года, эти объемы так и выполняются. До кризиса цены были годовые, и это устраивало обе стороны, потом стали месячные, теперь — квартальные.
— Сейчас вы готовы заключить долгосрочный контракт?
— Трудно сказать именно сегодня, но в течение следующего года, вероятно, да.
— Кризис изменил географию поставок, вы сейчас много в Азию стали поставлять. С кем там планируете сотрудничать?
— До кризиса основные поставки были потребителям в России и на Украине, частично еще в Восточной Европе. В кризис внутренний спрос упал более чем в два раза, Украина около пяти месяцев вообще не покупала российский уголь. Поэтому мы были вынуждены переориентироваться на экспорт и сегодня развиваем это направление. На сегодняшний день в Азии мы установили долгосрочные отношения с корейскими металлургическими компаниями POSCO, Hyundai Steel, китайской компанией Citic, китайским заводом ThyssenKrupp, японскими металлургами, рядом других. Сегодня российские компании достаточно обеспечены углем полутвердых марок, думаю, весь излишек пойдет в Юго-Восточную Азию.
— В каком объеме будете поставлять?
— Мы подписали с портом Восточным контракт на перевалку 2,5 млн т на этот год. В следующем году объем может быть увеличен до 3,5 млн т. При этом поставки в Юго-Восточную Азию у нас составят около 70% от всего экспорта. Будем также отгружать уголь на основные коксохимические предприятия на Украине. В будущем экспорт будет составлять 40—45% от всего объема продаж, сегодня он уже более 30%.
— С кем еще ведете переговоры на поставки?
— Всего на этот год мы заключили 18 контрактов, сейчас законтрактован весь объем, созданы хорошие коммерческие отношения с перспективными клиентами в Юго-Восточной Азии. На будущее есть резерв — Индия. Два года назад мы объехали четыре индийских завода, но по ряду причин это не привело к заключению контрактов. Спрос на наш уголь существует, но нам пока выгоднее работать с ближайшими партнерами — японскими и южнокорейскими компаниями: два-три дня — и уголь у них в порту.
— Как будете доставлять уголь и исполнять контракты для азиатских партнеров?
— В этом году мы провели переговоры и заключили договор с РЖД, с Первой грузовой компанией. В будущем могут появиться возможности российско-китайских погранпереходов: китайцы на границе хотят соорудить терминалы по приему угля, руды и других грузов.
— Вы говорили, что кризис изменил и географию поставок в Россию. Что сейчас с российскими поставками?
— Все так же, просто поставки немного сбалансировались. Магнитогорский металлургический комбинат, например, купил «Белон», и мы те дополнительные 100 тыс. т, которые поставляли Магнитке, просто перераспределили между другими компаниями. В любом случае внутренний рынок для нас является приоритетным, мы ни одну компанию не оставляем без нашего угля. Сейчас в России спрос на коксующийся уголь восстановился, металлургические заводы уже работают на 100%.
— Какой объем поставок приходится на Evraz?
— Сегодня на Evraz приходится около 20%. Эта цифра каждый год примерно одна и та же — сначала грузили на два российских металлургических завода, теперь добавились еще три украинских коксохима.
— Еще до кризиса вы говорили, что у «Распадской» есть программа развития до 2010 года, которая подразумевала к этому времени выход на добычу до 17 млн т. Кризис поменял ваши планы?
— Программа дорабатывается с учетом новых лицензий, технических возможностей и баланса спроса и предложения. Она рассчитана до 2020 года и в ближайшее время будет представлена совету директоров, потом станет публичной со всеми точными цифрами. На 2010 год запланировано увеличение добычи и продаж на 15% к уровню 2009 года. Инвестиции мы рассчитываем на основе ежегодного и ежемесячного планирования. Среди основных проектов на ближайшее время окончание строительства шахты «Распадская-Коксовая». Это самый крупный пункт (41 млн долл.) нашей инвестпрограммы. Сейчас там выполнены основные горнокапитальные работы, приобретается оборудование, которое необходимо при подготовке лав и добычи. Запланировано строительство двух линий электропередачи мощностью 110 кВ и двух подстанций вертикального ствола №6. Всего на 2010 год инвестпрограмма запланирована в объеме 180 млн долл., что на 9% выше уровня 2009 года. Традиционно около 50% наших инвестиций мы направляем на капитальное строительство, остальные 50% — на обновление и модернизацию оборудования.
— Совет директоров рекомендовал выплатить дивиденды по итогам 2009 года. При этом прибыль компании сократилась в 4,5 раза. Почему принято такое решение?
— У нас прибыль сократилась по сравнению с базой 2008 года. Прибыль 2008 года мы практически не распределили из-за кризиса, она являлась «подушкой безопасности», из которой на выполнение обязательств использовали 2,4 млрд руб. Акционеры компании должны быть довольны, 2,3% — хорошая доходность на акцию.
— У вас были планы по объединению с «Южкузбассуглем», но не удалось договориться по цене. Думаете еще с кем-то объединяться, кого-то приобретать?
— Мы никогда не исключали возможности приобретений, некоторую работу ведем и сегодня. Как только будут приняты решения — узнаете.
— У вас есть планы по расширению производства за рубежом?
— Мы не исключаем такой возможности.
— Какие для «Распадской» были социальные последствия кризиса?
— На каждом предприятии был создан антикризисный комитет, разработаны мероприятия по снижению издержек. Временно был прекращен прием на работу, сокращено рабочее время, снижены зарплаты на одну треть. В таком режиме мы работали с октября 2008 года по август 2009 года. Всего сейчас в компании вместе с московским офисом работают около 7,5 тыс. человек.
— Зарплаты уже повышаете?
— В четвертом квартале прошлого года мы восстановили зарплаты на докризисном уровне, а с апреля этого года повысили на 12%.
— То есть средняя зарплата сейчас составляет 25 тыс. руб.?
— Сегодня средняя уже более 30 тыс. руб.
— Еще до кризиса у вас были размышления на тему листинга в Лондоне...
— Они остались.
— На какие площадки сейчас смотрите? Про модный Гонконг не думали?
— В Гонконг мы ездили еще в 2007 году, когда размещали еврооблигации, но тогда китайские инвесторы не были готовы к российским компаниям. Вероятно, сейчас ситуация изменилась. Разместимся там, где наши акции будут больше оценены. У нас есть хороший опыт IPO и еврооблигаций, поэтому процесс подготовки сложностей не представляет.
— У вас помимо «Распадской» есть личный бизнес, не связанный с углем. Почему для себя вы выбрали другие сферы?
— У нас такая позиция: если занимаешься углем, то он должен быть общим. Если я будут иметь свой угольный бизнес, понятно, что я буду больше отвлекаться на него. Если у менеджмента когда-то и были свои угольные проекты, то они со временем все равно присоединялись к «Распадской».


РБК daily


Материалы по теме:

Версия для печати: http://www.metalindex.ru/news/2010/04/23/news_23202.html?template=23
Российский Союз Поставщиков Металлопродукции  
© 2000-2025
Рейтинг@Mail.ru