
Прошлогодние рекорды в потреблении мировых металлов заставят Китай сесть на диету, считают международные аналитики. Однако Казахстану, по мнению некоторых экспертов, это только сыграет на руку.

В 2009-м объемы импорта меди в Китай, по данным Китайской горнопромышленной ассоциации, впервые достигли рекордного для себя уровня в ¬ 3 млн т. Бурный экономический рост, мероприятия по развитию инфраструктуры и масштабное строительство в стране привели к значительному увеличению потребления этого металла.

«Китайцы поддались общему ажиотажу роста цен, а банки лишь стимулировали такое поведение: объемы кредитования в прошлом году увеличились в два раза по сравнению с 2008 годом и составили $1,4 трлн – около 30% от ВВП, – объясняет «&» руководитель группы по проведению макроэкономических исследований Олжас Худайбергенов. – В этом году банки будут вести более сдержанную политику, и объемы кредитования сократятся как минимум на 20-25%, так что снижение активности всех китайских компаний неизбежно».

Однако, учитывая тот факт, что высокий спрос на металлы был вызван не только ростом потребления, но и закупками про запас, аналитики предполагают, что в этом году Поднебесная, вероятно, пресытится и второго подобного рекорда может не быть.

Кстати, по мнению некоторых экспертов, китайская медная диета может сыграть на руку казахстанским производителям.

«В 2009 году компании КНР обозначили потенциальный интерес к возможности покупки прав на разработку месторождений в Средней Азии и Казахстане, – говорит «&» независимый аналитик Алексей Галанин. – Интерес восточного соседа закономерен, потому что события последних лет наглядно продемонстрировали жизненно важную необходимость Китая в диверсификации поставщиков сырьевых активов». Особенно ярко данная ситуация, по словам эксперта, обозначилась на рынке железной руды, коксующегося угля и опосредованно на рынках промышленных металлов – китайские компании активно скупают горнодобывающие активы по всему миру. По данным аналитика, за 9 месяцев прошлого года на эти цели было потрачено более $14,3 млрд, что согласуется с аналогичным показателем 2008 года. А рассматривать возможное увеличение доли продаж казахстанских компаний в Китае, по его мнению, стоит не только как конъюнктурный шаг, но и как целенаправленные действия по расширению географии поставок со стороны КНР.

«Географическая близость Казахстана, развитие совместных проектов и стремление Китая ослабить доминирующее положение традиционных поставщиков может привести к развитию положительных тенденций в казахстанско-китайском сотрудничестве», – комментирует г-н Галанин. По его прогнозам, импорт меди в КНР в 2010 году упадет с 3 млн до 1,4 млн т в год, но продажи из Казахстана останутся на уровне 2009 года – порядка 165 тыс. т. Это, как отмечает эксперт, обеспечит стране долю в 12,5% в совокупных китайских закупках меди, а при устойчивом рынке этот объем может дойти до 200 тыс. т, благодаря чему доля Казахстана дойдет уже до 15%.

Кроме того, эксперт напоминает о заявленных в прошлом году планах КНР по увеличению мощностей металлургического сектора в 2010-2012 годах, связанных с развитием добывающего сегмента в Казахстане, благодаря которым такие прогнозы кажутся все более очевидными.

Как отметил по этому поводу г-н Худайбергенов, Китай и так неплохо сидит в нашем нефтяном, добывающем и перерабатывающем секторах, а вот доля Казахстана в китайском импорте меди сейчас составляет всего лишь 6-7%. «Понятно, что она легко может быть заменена другими поставщиками, – комментирует специалист. – Если же замены не произойдет, тогда Китай начнет жесткое давление по ценам». 2010 год, по прогнозам собеседника, предстоит тяжелый.

«Дальнейшие планы по экспансии означают лишь превращение Казахстана в сырьевой придаток КНР, – продолжает г-н Худайбергенов. – Но при условии сохранения текущих обстоятельств планы Поднебесной обречены, к сожалению, на успех».

В прошлом году Китай планировал объединить внутренние силы, чтобы выйти на мировую арену в качестве конкурента сталелитейному гиганту ArcelorMittal. Так, по данным агентства Mysteel, общее производство стали в КНР за 2009 год выросло на 13% по сравнению с прошлогодними данными. По тем же данным, на 14 января этого года стальные запасы в основных китайских городах составили 12 млн тонн, что на 100,8% выше уровня января прошлого года.

Между тем, по мнению самих профучастников горно-металлургического сектора, горячая тема прошлого года – китайская металлургическая экспансия – сегодня не так актуальна. Как отмечает в беседе с «&» директор по координации работы с правительством «АрселорМиттал Темиртау» Арман Кашкинбеков, мировая экономическая ситуация скорректировала планы китайского руководства по глобальной экспансии. «Внутренний рынок вполне обеспечивается продукцией компании, – говорит эксперт, – а, например, спрос на сталь и стальную продукцию в СУАР составляет примерно 3 млн т в год, так что для нашей продукции очевиден потенциальный большой рынок сбыта». Г-н Кашкинбеков уверен, что ситуация лучше, чем кажется, и спрос на сталь будет расти по мере развития экономики Китая.

Схожего мнения придерживаются и в компании «Казахмыс». В прошлом году, по их данным, объем поставляемой продукции в КНР составил 50% от общего объема производства компании. Любые колебания в закупочной активности Китая на мировом рынке металлов, как подчеркнули представители компании, не могут существенно повлиять на результаты производственной деятельности и расходы группы «Казахмыс».

Специалисты компании также добавили, что контракты о поставке в Китай меди в катодном эквиваленте уже заключены, однако вопрос об объеме экспорта пока находится на рассмотрении.

Г-н Галанин в свою очередь ставит под сомнение оптимистичные прогнозы профучастников. По его мнению, хотя Поднебесная и ожидает сохранения высоких темпов промышленного роста в этом году, ее ресурс катализатора спроса ограничен. «Если в I квартале и, возможно, в начале II квартала текущего года еще можно полагаться на поддержание высокого уровня закупок, то в дальнейшем положение дел будет определяться восстановлением спроса со стороны развитых стран, Бразилии, России и Индии», – резюмирует эксперт.