
Компания «Макси» со строительством сразу двух металлургических заводов в Татарии и Владимирской области планирует увеличить грузоперевозки в этих регионах на 3 млн тонн в каждом. Для этого она начнёт развивать местную железнодорожную инфраструктуру уже в этом году. Железнодорожники приветствуют такую инициативу, но аналитики относятся к этим планам скептически.

ОАО «РЖД» выдало УК «Макси» технические условия для развития железнодорожной инфраструктуры вокруг запланированных предприятий. Речь идёт об однотипных электросталеплавильных заводах в городах Коврове (Владимирская область) и Лениногорске (Татария) проектной мощностью по одному миллиону тонн стали. Для обеспечения сырьём будут использованы ломозаготовительные резервы этих регионов.

В Техусловиях определены мероприятия по развитию железнодорожной инфраструктуры и определены точки примыкания. Документ был согласован в РЖД ещё до Госэкспертизы, которая должна дать заключение по этим проектам.

По словам гендиректора «Макси» Александра Логиновских, в рамках проекта по строительству заводов планируется развивать и железнодорожную инфраструктуру станций Ковров-грузовой (ГЖД) и Письмянка (КбшЖД), для того чтобы они могли пропускать до 3 млн тонн грузов в год.

Уже заказано проектирование подъездных путей от станции Ковров-грузовой и Письмянка до площадок, на которых строятся предприятия. Длина каждого из них составит 3–4 км. Дороги должны быть введены в эксплуатацию в этом году. Оба завода по планам «Макси» должны начать производить продукцию в 2013 году.

Первый заместитель начальника ТЦФТО Куйбышевской железной дороги Степан Комендант, комментируя грузовую обстановку в Татарии, отметил, что направление, где предполагается строительство завода, и в частности станция Письмянка, не загружено. «Мы можем только приветствовать проект «Макси», тем более что речь идёт о перевозках лома. Это третий класс грузов – значит дорогостоящие перевозки», – отметил он.

Как сообщила «Гудку» начальник станции Ковров Галина Рассадина, после пуска производства металлургического завода по станции Ковров прогнозируется прирост грузооборота. «Ежесуточная выгрузка металлолома, стройматериалов составит около 101 вагона, а погрузка проката, окалины, щебня – 79 вагонов», – рассказала Галина Рассадина.

По словам начальника департамента коммерческой работы в сфере грузовых перевозок ОАО «РЖД» Александра Казанцева, через Владимирскую область по Горьковской железной дороге транзитом проходит достаточно много грузов, но с точки зрения загрузки дороги грузоотправителями, работающими в самой области, «работа идёт слабо». «Любая дополнительная нагрузка там нами приветствуется», – подчеркнул г-н Казанцев.

Чтобы обеспечить новые предприятия сырьём, компания «Макси» ведёт параллельную работу над созданием собственной ломозаготовительной сети. «Резервы металлолома Владимирской области и Татарии, по нашим оценкам, сегодня составляют более одного миллиона тонн в год в каждой», – говорит г-н Логиновских. По его словам, заводы будут обеспечены сырьём из тех же регионов, в которых они работают.

С таким прогнозом не может согласиться директор по маркетингу Ruslom.ru Олег Масленников, по словам которого, ломозаготовительные резервы Татарии и Владимирской области намного ниже. «Судя по прошлогодним цифрам, Татария может давать от 600 до 800 тыс. тонн. Но если предположить, что весь этот объём уйдёт на обеспечение мини-завода благодаря активной поддержке местных властей, то вопрос, как при этом будут справляться во Владимирской области, где оцениваемый ломосбор в 2009 году составлял около 200 тыс. тонн в год, остаётся открытым», – говорит он.

По его словам, в Ковров необходимо будет завозить сырьё из соседних регионов. «Экономическая целесообразность такого подхода вызывает сомнения», – отметил Олег Масленников.

Говоря о рынке сбыта, представитель компании «Макси» пояснил, что оба завода будут производить продукцию для строительной отрасли России. Экспортные поставки будут незначительными.

Помимо строительства мини-заводов, «Макси» в будущем планирует развить листопрокатные производства в Рязанской и Новгородской областях. В долгосрочной перспективе владелец «Макси» Николай Максимов планирует построить металлургический комбинат в Восточной Сибири, а свои менее масштабные проекты продать.

По словам Олега Масленникова, продать предприятия бизнесмену будет сложно. «Мини-заводы в кризисный период являются малорентабельным бизнесом. Риск изменения цен на сырьё и готовую продукцию в настоящее время достаточно велик, хотя в случае реализации масштабного строительства в Татарии проект может быть интересен», – пояснил эксперт.

С татарскими и владимирскими властями компания «Макси» подписала соглашения, которые являются, по сути, заявкой на государственно-частное партнёрство. «Доля госучастия может составить до 10% – это около 2 млрд руб. Но пока это только соглашение, впереди – правительственная комиссия, Внешэкономбанк и так далее. Процедура непростая и длительная. Здесь многое будет зависеть от региональных властей, которые должны выступить с инициативой о ГЧП», – говорит Александр Логиновских.

Между тем срок полномочий президента Татарии Шаймиева истекает в марте нынешнего года, но г-н Логиновских отмечает, что инициативу «Макси» поддержал Рустам Минниханов (преемник Шаймиева. – Ред.). «Мы начинали с ним, и он хорошо знает, что металлургия – это всегда актуально», – уверен собеседник «Гудка».