Rambler's Top100
Сделать стартовой | Добавить в избранноеРегистрация | Заказать услугу
МойМеталлопрокат.ру|Мой ХОТ|Мой спрос
ЛогинПароль
Август
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Июль
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Яндекс цитирования

Железный оптимизм

29 января 2010, 10:44

Горнорудные и металлургические предприятия черноземья, начав год в условиях проблем со сбытом, к его завершению почти восстановили показатели и заметно улучшили финансовые. Основные участники отрасли продолжили выполнение инвестиционных программ. По мнению аналитиков, в 2010 году высокий спрос со стороны Китая простимулирует рост цен на железную руду.
Минувший год основные металлургические предприятия Черноземья, прежде всего группа НЛМК Владимира Лисина (включающая в макрорегионе Стойленский ГОК и Новолипецкий меткомбинат) и «Металлоинвест» Алишера Усманова (Михайловский и Лебединский ГОКи, а также Оскольский электрометкомбинат, ОЭМК), начинали трудно. Оба холдинга имели серьезную кредиторскую нагрузку на фоне падения спроса как на мировых рынках, так и внутри страны, снижения цен на металл и увеличения дебиторской задолженности. Проще говоря, потребители перестали платить за металл. На начало года кредиторка «Металлоинвеста» оценивалась почти в $6 млрд, причем не менее $1 млрд – просроченная. Примерно во столько же оценивались краткосрочные долги потребителей перед группой НЛМК.
В начале года оба ГОКа «Металлоинвеста» были загружены на 35% (вместе они занимают около 26% на внутреннем рынке железной руды, а в российском экспорте их доля приближается к 70%). Как признавались в холдинге, Михайловский и Лебединский ГОКи были вынуждены сокращать производство. В качестве главной причины резкого снижения объемов производства руды называлось падение спроса со стороны металлургов: «Наши потребители испытывают трудности с реализацией своей продукции, и мы не можем грузить им концентрат и окатыши, потому что у них заполнены склады. И мы идем им навстречу и снижаем объемы производства». Естественно, что компания скорректировала свои производственные планы.
НЛМК, кроме падения спроса в целом, пришлось столкнуться с проблемами в США. В соответствии с законом ASFA министерству национальной безопасности, министерству обороны и министерству транспорта США запрещается финансировать из госбюджета проекты в строительстве, реконструкции или ремонте общественных объектов, если используемая в них стальная продукция произведена не в США. В результате американские заводы НЛМК (Farrell и Sharon Coating) были вынуждены сократить производство на 50%, а персонал – на 60%.
Также металлурги столкнулись с массовыми неплатежами со стороны автопрома. На отрасль приходилось не более 5% их сбыта. Еще в ноябре 2008 года НЛМК сообщил, что просроченная задолженность автопрома растет даже быстрее, чем у основного потребителя стали в России – строительной индустрии: автопром увеличил дебиторку в десять раз, тогда как строители – только в пять. Отношения металлургов и автопроизводителей, которые и до кризиса были далеко не дружескими (автопром все время обвинял металлургов в повышении цен на сталь), испортились. В марте Владимир Лисин заявил, что «группу ГАЗ придется банкротить», так как она отказывается погасить долг перед комбинатом в 1,2 млрд рублей. В ГАЗе позицию господина Лисина посчитали «неконструктивной», несмотря на то что своих поставок ГАЗу НЛМК не останавливал. А поскольку переговоры результатов не принесли, НЛМК начал подавать к группе ГАЗ судебные иски. К лету стало понятно, что государство не допустит банкротства ГАЗа. Долг перед НЛМК как был на уровне 1 млрд рублей, так и остался.
Однако самым крупным должником металлургов среди автопроизводителей является АвтоВАЗ. По данным Кирилла Чуйко из UBS, в августе (более свежих данных не публиковалось) АвтоВАЗ закупил 13,7 тыс. т листовой стали. НЛМК подал иск к АвтоВАЗу с требованием вернуть 1,5 млрд рублей долга за поставленный металл. Группу не устраивало то, что вместо «живых» денег АвтоВАЗ предлагает в качестве оплаты векселя. Вексельная схема расчетов вызвала резкие протесты всех без исключения поставщиков АвтоВАЗа. Однако стоило судебному процессу с НЛМК начаться, как АвтоВАЗ, который как раз тогда получил госфинансирование, сразу же начал гасить деньгами задолженность перед комбинатом. К сентябрю претензий к АвтоВАЗу у меткомбината практически не осталось.
Начиная с третьего квартала 2009 года, по словам экспертов, металлурги «нащупали дно» рынка, а цены на основные виды продукции в металлургии стали отыгрывать кризисное падение. По мнению пресс-секретаря НЛМК Евгения Лукашевича, антикризисные мероприятия, динамика цен и спроса позволили быстро восстановить объемы и не допустить дополнительных финансовых потерь. «Благодаря низкой себестоимости производства (на 50% ниже, чем у китайских и европейских компаний), гибкой стратегии продаж, а также сбалансированному портфелю продукции НЛМК уже в мае смог нарастить загрузку мощностей до 100% на основной площадке, а с июня загрузка существенно не менялась», – объяснил представитель НЛМК. Рост, по словам господина Лукашевича, стал возможен благодаря удержанию низкой себестоимости производства и высокой конкурентоспособности на рынках по всему миру. «Даже в Китае, куда мы не поставляли ничего, кроме трансформаторной стали, с 2007 года», – подчеркнул он.
Примечательно, что в сентябре на НЛМК было возобновлено производство трансформаторной стали, остановленное в апреле из-за снижения спроса на мировом рынке. Ранее ее выпуск осуществлялся только компанией «ВИЗ-Сталь» (Екатеринбург), входящей в группу НЛМК. С сентября и до конца 2009 года в Липецке планировалось выпускать до 1,7 тыс. т в месяц.
К концу года российские компании, в том числе НЛМК, смогли несколько потеснить конкурентов на мировом рынке за счет лидерства по показателям себестоимости, подкрепленного девальвацией рубля. Себестоимость производства слябов сейчас составляет $280-300 за тонну, а у самых эффективных производителей (НЛМК) – $205, что на 20-25% ниже среднемирового уровня. Главное преимущество отечественной металлургии – низкие цены на руду и коксующийся уголь. В США, Германии или Китае цена последнего с учетом транспортных расходов составляет $180-200, тогда как в России – порядка $80. Поэтому себестоимость горячекатаного листа у крупнейших российских металлургических компаний составляет $260 за тонну, а у лидирующих в отрасли китайских производителей – около $400.
Липецкое предприятие и практически все заводы, входящие в группу, не остановили инвестпрограмму. Основной технологический проект НЛМК, седьмая домна мощностью 3,4 млн т, на конец года был готов на 40%. С ее вводом в 2012 году НЛМК рассчитывает увеличить объемы выплавки стали на 40% – до 12,4 млн т. А в конце лета правительственная комиссия по развитию устойчивости российской экономики под председательством первого вице-премьера Игоря Шувалова одобрила выделение госгарантий на 30,75 млрд рублей предприятиям «Металлоинвеста»: по 10 млрд Лебединскому и Михайловскому ГОКам, 6,25 млрд – ОЭМК, 4,5 млрд – «Уральской стали». Госгарантии стали обеспечением по половине из одобренной еще в августе пятилетней кредитной линии ВТБ на 61 млрд рублей. Она была открыта специально для рефинансирования долга холдинга перед Сбербанком.
В июле выпуск стали комбинатами «Металлоинвеста» достиг уровня августа 2008 года, то есть докризисных объемов, а ОЭМК был загружен на 100% все первое полугодие. Комбинатом осуществляется формирование инвестпрограммы на 2010 год, включающей в первую очередь завершение реконструкции установки металлизации и строительство цеха отделки проката.
Во втором полугодии минувшего года на рынке железной руды сложилась достаточно благоприятная ценовая конъюнктура за счет высокого спроса со стороны китайских сталелитейщиков (в 2009-м спрос на железную руду со стороны Китая вырос на 40%). В итоге, по предварительным данным, Лебединский ГОК произвел 16 млн т руды (в 2008-м – 19,7 млн), Михайловский – 13,3 (16,2 млн), а Стойленский сохранит добычу на уровне 2008 года (10,5 млн т), равно как и «КМА-Руда» (2,1 млн). Загрузка горнодобывающих предприятий «Металлоинвеста», как утверждают в холдинге, выросла по итогам года до 85%, что «выше, чем в среднем по отрасли». В целом «Металлоинвест» получил в первом полугодии показатель EBITDA на уровне $343-368 млн, а по результатам всего 2009 года он может достичь $900 млн.
По мнению аналитиков, в 2010 году высокий спрос со стороны Китая продолжит «толкать вверх» цены на железную руду (по оценкам аналитиков, рост может составить 20% к уровню 2009-го) и позволит производителям довести загрузку мощностей до 100% с нынешних 80-85%. Сами металлурги пока осторожны в оценках. «Комментировать динамику роста в 2010 году рано, но мы надеемся, что экономика в целом покажет постепенное восстановление. Также мы ожидаем, что 2010 год станет, как и 2009-й, непростым для отрасли», – считают на НЛМК.


КоммерсантЪ


Материалы по теме:
05/09/2024Угасающий оптимизм Китая влияет на цены на железную руду, но не на объемы

Версия для печати: http://www.metalindex.ru/news/2010/01/29/news_21483.html?template=23
Российский Союз Поставщиков Металлопродукции  
© 2000-2025
Рейтинг@Mail.ru