Rambler's Top100
Сделать стартовой | Добавить в избранноеРегистрация | Заказать услугу
МойМеталлопрокат.ру|Мой ХОТ|Мой спрос
ЛогинПароль
Август
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Июль
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Яндекс цитирования

2009 год стал лидером по числу несостоявшихся сделок и замороженных проектов

30 декабря 2009, 10:43

ЕЩЕ ОДНА ПОПЫТКА
Сбербанку почти удалось то, о чем мечтали российские власти все последние годы, — заполучить западные технологии для модернизации отечественного автопрома. Альянс Сбербанка и австрийско-канадской Magna с самого начала был фаворитом в гонке за покупку немецкого автоконцерна Opel. Еще до завершения сделки вовсю обсуждалась идея организации сборки автомобилей Opel на мощностях ГАЗа, в будущем на немецкие технологии могли рассчитывать и другие российские автопроизводители. Но до дележа шкуры немецкого медведя дело не дошло: американская General Motors (GM) на финише сделки отказалась от продажи немецкой «дочки», посчитав, что может своими силами спасти Opel, а также устранит угрозу появления конкурента на российском рынке.
Несостоявшаяся сделка, тем не менее, может иметь и положительный эффект для автопрома: отказав российским покупателям, GM поспешила перехватить инициативу и напрямую предложила партнерство группе ГАЗ. А российским властям пришлось срочно искать собственные варианты спасения автопрома и организовать операцию по спасению АвтоВАЗа.
Оказавшемуся в шаге от банкротства автогиганту была прописана финансовая инъекция в 50 млрд руб. Забота о том, чтобы завод наконец-то научился делать качественные машины, была возложена на французского партнера: премьер Владимир Путин настоял на том, чтобы Renault предоставила АвтоВАЗу технологии для обновления модельного ряда. Это позволяет волжскому автозаводу рассчитывать к 2012 году поставить на конвейер новые модели на платформе Logan, а чуть позже запустить и производство собственного бюджетного автомобиля. Чиновники и руководители АвтоВАЗа мечтают, что к 2015 году завод будет выпускать 900 тыс. автомобилей, причем большую часть под маркой Lada, которой предстоит пережить второе рождение.
Когда французам удастся сделать невозможное, то, как говорят чиновники, наградой им может стать контрольный пакет АвтоВАЗа. Собственно, принцип «заграница нам поможет» предлагается применить и в отношении других отечественных производителей легковых авто. Согласно подготовленной правительством стратегии развития автомобильной промышленности, ставку планируется делать на альянсы с зарубежными производителями: союз АвтоВАЗ — Renault должен стать показательным примером, ГАЗу и Sollers также будет предложено подумать о партнерстве.
Если на АвтоВАЗ руководители страны приезжали успокаивать рабочих, то КамАЗ обеспечил им более приятные хлопоты — разрезание ленточек на открытии новых производств. Пример КамАЗа греет душу властям: его продажи также снизились, конвейер неоднократно останавливался, а для рабочих приходилось организовывать общественные работы. Но в отличие от АвтоВАЗа в этом случае правительству не пришлось играть роль «скорой помощи». При двукратном падении продаж КамАЗ сумел почти вдвое (до 56%) увеличить свою долю на рынке, ведь иностранные конкуренты просели еще сильнее. Веру в будущее предприятия продемонстрировал его немецкий партнер Daimler, который выразил желание увеличить долю в КамАЗе, а в будущем году начать в Набережных Челнах сборку импортных автомобилей.
ВАВИЛОНСКИЕ БАШНИ
В 2009 год канули в лету многие амбициозные проекты последних лет. Прошлый год запомнился идеей русского Rio Tinto, его хотели создать совладелец «Норильского никеля» Владимир Потанин и Алишер Усманов, контролирующий «Металлоинвест». Их партнером была готова стать госкорпорация «Ростехнологии». Объединив свои и еще ряд других активов, они рассчитывали создать одну из крупнейших в мире горнорудных компаний. У Олега Дерипаски возник иной замысел: он нацелился на объединение «Норильского никеля» с UC Rusal. Алюминиевая компания приобрела блокпакет акций «Норникеля», а г-да Усманов и Потанин успели только подписать меморандум о намерениях. Кризис заставил их опуститься на землю и забыть о мировом лидерстве: в уходящем году о глобальных горнометаллургических альянсах никто уже и не вспоминал.
«Ростехнологии» причастны еще к одному «проекту века». Прошлогодний крах авиаальянса AiRUnion, ставший предвестником кризиса в авиационной отрасли, сподвиг «Ростехнологии» заняться созданием нового государственного авиаперевозчика — «Росавиа». Помочь госкорпорации вызвался мэр Москвы Юрий Лужков. Первоначальная идея предполагала объединение нескольких авиакомпаний, подконтрольных государству и Москве. Однако по ходу игры правила пришлось менять: партнеры не могли договориться, что и как включать в «Росавиа». К тому же некоторые авиакомпании, которые должны были стать ядром нового государственного перевозчика, оказались в настолько бедственном финансовом положении, что рисковали утянуть «Росавиа» на дно еще до его старта. Так, компанию ГТК «Россия», которая должна была войти в «Росавиа» (даже если передать ее «Ростехнологиям» из федеральной собственности), сейчас предложено взять под свое крыло уже правительству Санкт-Петербурга. Объявленный «Ростехнологиями» тендер на покупку 50 узкофюзеляжных самолетов, на который заявились Boeing, Airbus и российская ОАК, пришлось переносить на следующий год.
БОЛЬНИЧНАЯ ПАЛАТА
Правительство всеми силами старалось избежать банкротства крупных компаний, однако потерь избежать не удалось. У калининградской авиакомпании «КД авиа» проблемы возникли еще в конце 2008 года, когда она не расплатилась по облигациям. В апреле, когда компания прекратила полеты по нескольким маршрутам, ситуацию спасло лишь вмешательство властей. Федеральные власти выделили Калининградской области 4 млрд руб. для помощи «КД авиа», но деньги до перевозчика не дошли — авиакомпания не выполнила ряд необходимых условий. В начале сентября «КД авиа» полностью приостановила полеты, в середине месяца у нее был отозван сертификат эксплуатанта, а в начале октября авиакомпания была признана банкротом. По поручению «Росавиации» перевозкой тех, кто купил билеты на рейсы «КД авиа», до конца октября занимались несколько уполномоченных авиакомпаний. Совладелец «КД авиа» Сергей Грищенко и исполнительный директор Леонид Ищенко в декабре были арестованы по обвинению в преднамеренном банкротстве.
Докатился до банкротства и завод «ИжАвто»: громадные долги (около 14 млрд руб.), обвал спроса на автомобили, повышение цен на поставляемые корейской Kia машинокомплекты — совокупность этих факторов утянула компанию на дно. С весны завод остановил конвейер, уволил значительную часть пятитысячного коллектива. В сентябре «ИжАвто» был признан банкротом. Нынешнее руководство предприятия ведет переговоры о продаже «ИжАвто» Сбербанку, а также просит власти помочь с получением кредитов, необходимых для запуска производства. В отличие от АвтоВАЗа помогать ижевскому заводу правительство не спешит.
Группа «Эстар», объединяющая с десяток металлургических и ломозаготовительных предприятий, не выдержала бремени долгов: несколько предприятий группы докатились до банкротства. От кредиторов была вынуждена отбиваться не только «Эстар», но и ее владелец Вадим Варшавский, выступавший поручителем по некоторым кредитам. На недвижимость, принадлежащую бизнесмену, был наложен арест.
ТИХАЯ ГАВАНЬ
Была в кризис и своя «тихая гавань». Золотодобытчикам грех жаловаться на уходящий год: золото подтвердило статус универсального средства сбережения. В начале года опустившись до почти 800 долл. за унцию, цена на драгметалл затем уверенно пошла вверх: в ноябре была превышена отметка 1200 долл. за унцию, что стало абсолютным рекордом. Российская золотодобывающая отрасль на фоне драматичного падения экономики показывает рекордные темпы роста: благодаря созданному в прошлые годы заделу производство золота в этом году вырастет с прошлогодних 184,5 т до 205 т.
Лидеры отрасли, пользуясь случаем, не только сохранили, но и приумножили свое богатство: «Полюс Золото» поглотила ведущего казахского производителя золота KazakhGold, а «Полиметалл» приобрел несколько месторождений в России. Золоту обещают великолепные перспективы и в будущем году: мировые центральные банки продолжат замещать драгметаллом дешевеющие доллары, кроме того, с завершением кризиса увеличится спрос на золото со стороны ювелиров. Эксперты ожидают, что цена 1300 долл., а может быть, и 1500 долл. за унцию вскоре может стать реальностью.


РБК daily


Материалы по теме:
01/08/2025Бывший генеральный директор УГМК снова стал действующим
03/06/2025Heraeus Precious Metals: Китай остается лидером на рынке платины
30/04/2025Вьетнамская Hoa Phat Group поставляет стальные трубы для ключевых инфраструктурных проектов
05/03/2025В 2025 году Казахстан планирует запустить 5 проектов цветной металлургии

Версия для печати: http://www.metalindex.ru/news/2009/12/30/news_21000.html?template=23
Российский Союз Поставщиков Металлопродукции  
© 2000-2025
Рейтинг@Mail.ru