
Драгметаллы дорожают, но для золотодобытчиков это не всегда оборачивается ростом доходов. Некоторые из них заключили невыгодные хеджевые контракты и сейчас вынуждены продавать золото по цене ниже рыночной. В этой связи крупнейший в мире производитель металла канадская Barrick Gold собирается потратить около 3 млрд долл. на выкуп хеджевых контрактов, по которым она должна поставить 9,5 млн унций золота.

Вчера крупнейшая в мире золотодобывающая компания Barrick Gold объявила, что проведет допэмиссию акций на 4 млрд долл. США. Вырученные средства компания планирует направить на выкуп своих действующих хеджевых контрактов. Из них не менее 1,9 млрд долл. пойдет на выкуп контрактов с фиксированной ценой продажи золота, а 1 млрд — на контракты с плавающей ставкой. Всего на 7 сентября этого года общие обязательства по продажам золота в рамках хеджевых контрактов составляли 9,5 млн унций (295,5 т).

Компания рассчитывает, что отказ от продажи золота по фиксированным ставкам принесет ей дополнительные 5,6 млрд долл. выручки уже в третьем квартале этого года (из-за переоценки обязательств по контрактам). «Хеджевые контракты волновали наших акционеров и мешали рынку увидеть позитивные изменения в нашей компании», — объясняет причину сделки Аарон Риджент, слова которого приводятся в сообщении Barrick.

Следует отметить, что золотодобывающие компании зачастую вынуждены заключать сделки по фиксированной цене при продаже драгметаллов, так как этого требуют банки-кредиторы. Однако компании делают это неохотно, так как хедж ограничивает их возможности зарабатывать на росте цен, и стараются избавляться от ограничений при любой возможности. Та же Barrick потратила более 500 млн долл. в прошлом году на выкуп аналогичных контрактов. Объявленная вчера сделка — крупнейшая в истории компании.

По мнению директора департамента «Standard Bank Россия» Александра Макарина, для золотодобытчиков наступил удачный момент для проведения подобного рода сделок. По его словам, произошло это благодаря росту цены на золото, которая на днях превышала психологически важную отметку 1000 долл. за унцию. «Вероятно, контракты Barriсk были захеджированы по меньшей цене, и менеджмент решил выкупить контракты, чтобы не упускать выгоду», — говорит он.

«Горнорудные компании не очень любят хеджевые контракты, ведь из-за них они рискуют недобрать на росте цен на металлы. Например, «Полиметалл» отказался в прошлом году от хеджа на серебро», — комментирует аналитик UniСredit Securities Марат Габитов. «Наша упущенная выгода от хеджа составила около 120 млн долл.», — вспоминает заместитель гендиректора «Полиметалла» Павел Данилин. Компания продавала банкам серебро по фиксированным ставкам с 2005 по 2007 год и смогла освободиться от обязательств в 2008 году.

Досрочно выкупить свои «золотые бонды» поспешила и британская Peter Hambro Mining. Компания выпустила бумаги сроком на пять лет в 2007 году и обещала конвертировать их в 2012 году в золото по курсу 1000 долл. за одну унцию. Облигации были выпущены объемом 170 млн долл., однако компания постепенно выкупила большую часть бумаг. В начале сентября Peter Hambro объявила, что в ближайшее время выкупит оставшиеся облигации на 53 млн долл.