
Инвестиционный проект «Создание горно-металлургического кластера в Приамурье», предполагающий создание на территории Амурской области и Еврейской автономной области производственного комплекса черной металлургии и развитие железнодорожной сети региона получил одобрение Инвестиционной комиссии Минрегионразвития РФ.
Общий объем инвестиции в создание промышленных объектов и транспортной инфраструктуры составит 86 млрд рублей. Средства Инвестиционного фонда в размере 1 056,9 млн. руб. будут направлены на проектирование и строительство железной дороги от Гаринского горно-обогатительного комбината к Транссибирской магистрали, которая в будущем станет частью грузообразующей рокады Шимановская-Гарь-Февральск, заложенной в Стратегии развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года.

Одобрение проекта инвестиционной комиссией Минрегионразвития прокомментировал генеральный директор ООО «Ариком» Юрий Макаров: «Закон о государственно-частном партнерстве помогает реализовать как раз такие масштабные и важные для страны проекты, как «Создание горно-металлургического кластера в Приамурье». Поддержка государства – показатель значимости наших усилий по промышленному освоению Дальнего Востока и развитию его инфраструктуры».

Цель инвестиционного проекта – формирование на Дальнем Востоке – на территории Амурской области и Еврейской АО – в рамках государственно-частного партнерства промышленного комплекса черной металлургии со всей необходимой транспортной, энергетической и социальной инфраструктурой. Производственную базу кластера составят Гаринский горно-обогатительный комбинат в Амурской области и Кимкано-Сутарский горно-металлургический комбинат в Еврейской АО.

Строительство Гаринского ГОК будет начато в 2010 году. К настоящему времени проведены геологические изыскания, разработано ОБОИН в строительство с выбором вариантов транспортной схемы, проведены общественные слушания по проекту строительства, закончены работы по геоэкологическому мониторингу, начаты работы по разработке проектно-сметной документации. В 2013-ом Гаринский ГОК будет перерабатывать около 10 млн. тонн руды методом сухого магнитного обогащения. Из них 7,25 тонн предварительного концентрата будет направляться на комплекс металлизации Кимкано-Сутарского горно-металлургического комбината, расположенного на месторождениях Кимканском и Сутарском. Общий объем инвестиций в строительство Гаринского ГОК составит 10,7 млрд руб. собственных и заемных средств инвестора.

Реализация проекта Гаринского ГОК позволит создать 1583 рабочих места, что позволит полностью решить проблему безработицы в Гаринском муниципальном районе.

На базе Кимканского и Сутарского железорудных месторождений уже начато строительство Кимкано-Сутарского горно-металлургического комбината. Проектная мощность ГМК по окончании строительства в 2014 году составит 17,25 млн тонн по руде (10млн тонн с Кимканского и Сутарского месторождений, 7,25 млн тонн промпродукта Гаринского месторождения), 4,18 млн тонн железорудного концентрата с содержанием железа не менее 65%, 2,5 млн. тонн гранулированного железа прямого восстановления, которое будет производиться на базе передовой технологии ITmk3, разработанной фирмой Kobe Steel (Япония). Это будет второй подобный завод в мире и первый в России.

Общий объем инвестиций в строительство Кимкано-Сутарского ГМК составит 59,5 млрд рублей собственных и заемных средств МА «Петропавловск». На настоящий момент капитальные затраты составляют 1,3 млрд. руб. Кимкано-Сутарский ГМК обеспечит работой 2186 человек.

Инфраструктурная часть проекта – проектирование и строительство железной дороги от станции Шимановская на Транссибирской магистрали вглубь Амурской области к создаваемой станции Гарь. Именно на проектирование и строительство железной дороги «Шимановская-Гарь» планируется привлечь средства Инвестиционного фонда РФ.

Деньги Инвестфонда получит Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор), с которым у МА «Петропавловск» будет инвестиционное соглашение. Росжелдор на конкурсной основе выберет подрядчика на выполнение проектно-изыскательских работ и собственно строительства железнодорожной ветки. Первоначальная сумма, выделяемая Инвестфондом в 2009 году на проектно-изыскательные работы, составит 1 056,9 млн. руб. В 2011 будет начато полномасштабное строительство. Ввести железную дорогу в строй планируется в 2013 году. Полная стоимость строительства ж/д ветки «Шиманоская-Гарь» составит 15842,6 млн. руб.

Прогнозный объем перевозок по подъездной железной дороге «Шимановск – Гарь» составит около 8 млн. тонн в год. Построенная железная дорога будет в 100-процентной государственной собственности Российской Федерации и станет частью линии «Шимановская-Гарь-Февральск», которая согласно Транспортной стратегии РФ до 2030 года должна соединить БАМ и Транссиб.

Реализация проекта создаст новые стабильные источники доходов бюджетов всех уровней и ликвидирует дотационность муниципальных образований, на территории которых будут построены промышленные предприятия проекта. За десять лет строительства и работы Кластера на 14,2 млрд руб. увеличатся объемы поступлений в федеральный бюджет; на 2,4 млрд вырастут поступления в бюджет Амурской области; на 21,3 млрд возрастут доходы Еврейской автономной области, которая станет полностью бездотационной. В целом ВРП региона к 2018 году увеличится в 2,8 раза.

Инициатором проекта «Создание горно-металлургического кластера в Приамурье» является ООО «Рубикон», находящееся в составе МА «Петропавловск». «Рубикон» разрабатывает проектную документацию, проводит изыскательные работы, организует работы по строительству промышленных и инфраструктурных объектов.

ООО «Рубикон» является дочерней компанией ООО «Ариком», созданной в 2003 году как управляющая компания в составе МА «Петропавловск» по добыче и производству железорудного сырья, ильменитового концентрата, высококачественного пигментного диоксида титана. ООО «Ариком» создает производственную часть горно-металлургического кластера на железорудных месторождениях в Амурской области и Еврейской АО.