
Украинская индустриальная группа УПЭК объявила о намерении возвести в Белгородской области завод железнодорожных подшипников. Его проектная мощность – 1 млн штук в год, планируемый объем инвестиций – $40 млн. В компании рассчитывают на заказы со стороны ОАО «Российские железные дороги» (РЖД). Наблюдатели считают, что продукция завода найдет спрос благодаря дешевизне и износу российского вагонного парка, но отмечают финансовые трудности самой украинской группы.

О планах УПЭК в Белгородской области на днях сообщил президент группы Анатолий Гиршфельд. «Мы намереваемся занять лидирующие позиции на стратегическом для нас рынке железнодорожных подшипников, в связи с чем стараемся разместить их производство максимально близко к потребителю», – рассказал он. Проект стоимостью $40 млн рассчитан на реализацию в течение трех лет. Первая очередь завода, как декларируют в УПЭК, должна быть запущена к концу текущего года. Расчетная мощность производства – 1 млн подшипников в год.

По замыслу господина Гиршфельда, изначально в Старооскольском районе будут размещены мощности по сборке из комплектующих, выпущенных в ОАО «Харьковский подшипниковый завод» (ХАРП), которое входит в группу. В дальнейшем в УПЭК планируют создать производство полного цикла, возможно, получающее сырье с Оскольского электрометкомбината. Как пояснили „Ъ“ в компании, речь идет о выпуске подшипников типа CRB (традиционный узел с короткими цилиндрическими роликами), CRU (сдвоенный цилиндрический подшипник) и TBU (конический подшипник кассетного типа). Под стратегическим инвестором Анатолий Гиршфельд, судя по всему, имел в виду ОАО «РЖД», с которым в конце 2008 года УПЭК подписала соглашения о поставках.

Группа УПЭК создана в 1995 году. Включает три дивизиона – производство компонентов на ХАРП, ЗАО «Лозовской кузнечно-механический завод» и ООО «Украинская литейная компания», электротехническое (Харьковский электротехнический завод «Укрэлектромаш») и станкостроительное (ОАО «Харьковский станкостроительный завод имени Косиора»). Консолидированный объем продаж группы в 2008 году составил 5,06 млрд рублей. Ее владельцем считается Анатолий Гиршфельд.

Замглавы департамента экономразвития облправительства Олег Абрамов ничего не слышал о планах группы УПЭК. «Я не исключаю, что компания подписала соглашение с одной из частных структур и на ее базе собирается реализовывать проект. Если им не нужна господдержка, не требуется земельный участок, то пусть сооружают завод самостоятельно, разумеется, не нарушая законодательства», – заявил он. Как выяснилось, инвестор может столкнуться и с административными трудностями.

Ведущий эксперт управляющей компании «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов полагает, что продукция белгородского актива УПЭК, скорее всего, найдет спрос. «В России большой износ вагонного парка, подвижной состав нуждается в ремонте, в том числе замене подшипников. До кризиса в стране наблюдался дефицит вагонов, и когда объемы перевозок возрастут, встанет вопрос об увеличении мощностей», – уверен он. Главными рисками проекта эксперт считает вероятность производства заводом низкокачественной продукции, которая не устроит РЖД, и долгие сроки ее сертификации.

Андрей Ильченко из российского представительства французского производителя подшипников SNR-Group полагает, что цена на продукцию УПЭК может оказаться для РЖД до 20% дешевле, чем у ее основного конкурента – Европейской подшипниковой компании, которая вскоре планирует запустить в Саратове СП с американской фирмой Brenco по выпуску TBU-подшипников мощностью 350 тыс. штук в год. Господин Ильченко не исключил, что заявление Анатолия Гиршфельда «не более чем декларация, озвученная, чтобы конкурент понервничал, да и просто для напоминания о себе». У ХАРП, по сведениям Андрея Ильченко, сейчас непростое экономическое положение.