
ОАК готовит предложения по государственной помощи авиастроительной отрасли. На сбыт продукции гражданского авиастроения компания просит 70 млрд руб., еще около 140 млрд руб. на модернизацию предприятий, перспективные проекты и уже реализуемые программы. Господдержка отрасли будет заключаться в прямом финансировании, субсидировании по кредитам и финансировании экспортно-импортных операций. Предложения ОАК уже переданы на согласование в правительство. Как ожидается, решение по ним будет принято в июле на совещании по развитию авиастроения, которое премьер-министр России Владимир Путин проведет в Воронеже.

Как стало известно РБК daily, ОАК планирует получить от государства порядка 140 млрд руб. на реализацию программ военного и гражданского авиастроения, а также на перспективные проекты компании и обновление производственных мощностей. Эти средства включают как прямое бюджетное финансирование, так и субсидирование ставок по кредитам и финансирование экспортно-импортных операций. Как рассказал источник РБК daily, сейчас объем помощи только обсуждается и до конца не согласован. Официальный представитель ОАК Константин Лантратов отметил, что величина господдержки будет корректироваться по мере рассмотрения заявки ОАК правительственными комиссиями. Окончательное решение по выделению средств может быть принято в июле в Воронеже, где Владимир Путин проведет совещание по развитию авиастроения.

Между тем гендиректор лизинговой компании «Ильюшин Финанс Ко.» (ИФК) Александр Рубцов рассказал РБК daily, что ИФК рассчитывает на обсуждение в июне—июле правительством вопроса о выделении 70 млрд руб. на поддержку сбыта авиационной продукции в рамках ОАК. Из этих средств 30 млрд руб. необходимы как гарантии под уже существующие программы закупок и продаж самолетов, еще 20 млрд руб. пойдут на экспортные кредиты покупателям, и 20 млрд руб. станут прямыми инвестициями для финансирования крупных заказов. Эти деньги компании нужны для реализации существующих программ закупки самолетов в течение четырех лет.

Правда, претендовать на эти средства помимо ИФК сможет и сама ОАК, а также другая лизинговая компания, входящая в ее состав, — ФЛК. «Мы работаем над этим вопросом, сейчас готовится целый ряд мероприятий и совещаний в правительстве, которые определят объемы и нормы господдержки ИФК, ОАК и направлений, связанных со сбытом самолетов», — сказал Александр Рубцов. Сейчас ИФК получает господдержку в виде субсидирования лизинговых платежей и как компенсацию ставок по кредитам.

В ИФК отмечают, что компания испытывает проблемы с финансированием. По словам г-на Рубцова, компания планирует увеличить долговую нагрузку к концу 2009 года в три раза, до 600 млн долл. По оценкам основного частного акционера ИФК (ему принадлежит 26% акций) Александра Лебедева, долги компании перед предприятиями составляют 5 млрд руб. «На носу дефолт предприятий», — утверждает г-н Лебедев. «Есть старая история, которая длится с сентября, по которой ОАК должна была выкупить акции у НРК, сделав ИФК департаментом. Но все застряло», — говорит г-н Лебедев РБК daily. По его словам, он в последнее время предложил оплатить допэмиссию акций компании самолетами А320, которые принадлежат швейцарской «дочке» НРК. «Только «Аэрофлот» планирует ввести в 2009 году 24 А320. Благодаря этому ИФК стала бы крупнейшим лизингодателем», — отмечает Александр Лебедев.