
На Уралмашзаводе, входящем в состав Машиностроительной корпорации «Уралмаш» (МК «Уралмаш»), в присутствии представителей Атомстройэкспорта и Корпорации по Атомной Энергии Индии (ИКАЭЛ), успешно прошли приемо-сдаточные испытания перегрузочной машины нового поколения МПС-В-412, предназначенной для второго блока индийской АЭС «Куданкулам». Все узлы машины выдержали многоуровневую проверку на качество. Были проверены работоспособность механизмов и прочность металлоконструкций машины, действие всех блокировок, обеспечивающих безопасность при перегрузке ядерного топлива, говорится в сообщении компании.
«По результатам испытаний мы можем сказать, что технические характеристики машины соответствуют требованиям технического задания, - говорит заместитель директора по качеству ВНИИПТМАШ Владимир Горбачев. - Испытания прошли успешно, наш индийский заказчик остался доволен».
Контракт на изготовление двух перегрузочных машин был подписан в 2002 г. Перегрузочная машина для первого блока АЭС «Куданкулам» поставлена в Индию в июне 2008 г., в настоящее время завершается ее монтаж, ведутся работы по наладке оборудования. Ранее для этой индийской АЭС было поставлено два полярных крана (в 2005 и 2006 гг.) и два крана эстакады в 2006 и 2008 гг. Проект перегрузочной машины разработан специалистами НПО «ВНИИПТМАШ», также входящем в состав МК «Уралмаш», и ЗАО «Диаконт» (Санкт-Петербург). Основные узлы и металлоконструкции изготовлены на Уралмашзаводе. МК «Уралмаш» является монополистом в области изготовления перегрузочных машин, так как это единственное предприятие в России, имеющее опыт их изготовления и специальные испытательные стенды.
Перегрузочная машина - это робот-манипулятор с программным управлением, работающий непосредственно с пола реакторного зала. Он выполняет перегрузку ядерного топлива под почти двадцатиметровым слоем воды в различных режимах, в том числе и полуавтоматическом. Оператору достаточно задать машине нужный технологический алгоритм, нажать соответствующую кнопку на пульте управления и машина автоматически переместится на координату перегружаемого элемента. Далее робот все сделает сам: распустит рабочую и телевизионную штанги до нужной высоты, захватит перегружаемый элемент, поднимет его в транспортное положение, доставит к месту установки в реакторе или в бассейне выдержки и опустит в гнездо. При этом оператор контролирует весь процесс перегрузки через монитор с помощью специальной телевизионной системы. Система управления перегрузочной машины обладает повышенной надежностью, исключает неправильные и опасные перемещения, вызванные ошибками оператора, обеспечивает графическую и цифровую информацию о ходе перегрузки.
При разработке проекта перегрузочной машины конструкторы НПО «ВНИИПТМАШ» позаботились и о повышении эффективности работы АЭС. Впервые машина оснащена специальной системой, которая позволяет контролировать герметичность оболочек тепловыделяющих элементов (ТВЭЛ) непосредственно в рабочей штанге, а не в специальных пеналах, установленных в бассейне выдержки. Это позволяет значительно сокращать время перегрузки. Также для повышения эффективности работы АЭС применен ряд других принципиально новых инженерных решений в конструкциях устройств для контроля уровня установки тепловыделяющих сборок и осмотра поверхностей посадочных гнезд. По требованиям безопасности машина оснащена приспособлением для подъема упавшей ТВС и механизмами ручного завершения операций при аварийной ситуации.
Инженер по качеству ИКАЭЛ Челлапан Суреж Бабу отметил, что «на сегодняшний день эти машины оптимально подходят под наши требования. В Индии работает 16 атомных станций, оснащенных американскими машинами, но обладают рядом технологических ограничений. Поэтому ваши перегрузочные машины - для нас самые подходящие, они более надежны».