
После четырех в высшей степени успешных лет немецкое машиностроение оказалось на распутье. В то время как, по расчетам некоторых компаний, будущий 2009 год станет самым успешным в их истории, другие фирмы уже сейчас ведут борьбу за выживание. Впрочем, основная масса производителей продукции машиностроения ясного представления о том, что сулят им ближайшие двенадцать месяцев, не имеет.
В машиностроении Германии наблюдается все более четкое разделение на счастливчиков и неудачников. «В плане получения фирмами новых заказов мы имеем разнобой показателей от плюс 30% до минус 50%», — отмечает главный экономист Союза немецких машиностроителей VDMA Ральф Вихерс. Отрасль избалована успехом: в течение последних четырех лет ежегодно отмечались рекорды прироста производства. И даже по итогам 2008 года этот показатель должен составить не менее 5%, хотя уже с мая приток новых заказов резко сократился. Свой неизменный оптимизм VDMA объясняет тем, что запас ранее полученных фирмами заказов еще достаточно велик.
Но даже концерны, за особо дефицитной продукцией которых раньше надо было стоять в очереди год-два, сейчас сталкиваются с отменой заявок. Пример тому — станкостроительный концерн Gildemeister. Мировой лидер в своем сегменте получил за последние месяцы целую сотню таких отказов, что является катастрофическим показателем. К счастью, на оборудование нашлись другие покупатели, но VDMA предсказывает на 2009 год падение производства компании на 15%. При этом производители металлообрабатывающего оборудования особенно страдают из-за падения продаж в автомобильной промышленности.
Согласно проведенному банком DZ-Bank опросу, почти четверть из 1,5 тыс. машиностроительных компаний ФРГ ожидают, что в ближайшие полгода ситуация будет только ухудшаться. Тут уж не помогут и похвалы германского канцлера Ангелы Меркель по поводу устойчивости отрасли в бурях кризиса: «Сила ее в том, что базируется она в первую очередь на мелком и среднем бизнесе». В критическом состоянии производители текстильных, полиграфических и строительных машин. Заказы из этих чутко реагирующих на колебания конъюнктуры отраслей сократились кое-где уже наполовину. Соответственно, катастрофическими оказались и последствия такого развития событий: так, мировой лидер в сегменте полиграфического оборудования Heidelberger Druck в течение года неоднократно снижал свой прогноз прибыли, а в последнее время просто тонет в убытках. В результате концерн сокращает 2,5 тыс. из почти 20 тыс. работников.
Подобные жесткие меры экономии пока еще не стали правилом для отрасли, ввиду того что многие немецкие машиностроители использовали четыре минувших успешных года для того, чтобы обзавестись «подушками безопасности». Так, Siemens большую часть своего бизнеса связал со строительством электростанций и производством необходимого для них оборудования. Продолжить рост намерены и концерны GEA и Krones, выпускающие, в частности, разливочные автоматы для различных напитков. Глава Krones Фолькер Кронзедер любит повторять: «Пить и есть люди хотят всегда, вне зависимости от циклов конъюнктуры». А компания Vossloh AG и вовсе намерена набирать обороты именно по мере развития кризиса. Этот концерн специализируется на производстве железнодорожного оборудования и связывает свои надежды с миллиардными программами по оживлению конъюнктуры, принимаемыми в разных странах мира, ведь большая часть денег пойдет в развитие инфраструктуры.