Rambler's Top100
Сделать стартовой | Добавить в избранноеРегистрация | Заказать услугу
МойМеталлопрокат.ру|Мой ХОТ|Мой спрос
ЛогинПароль
Май
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Апрель
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Яндекс цитирования

АвтоВАЗ погасит долги векселями

17 декабря 2008, 12:12

Руководство ОАО "АвтоВАЗ" официально признало невозможность погасить в денежной форме долги перед поставщиками, достигшие по состоянию на 30 сентября отметки в 25,96 млрд рублей, а также сообщило о смене схемы расчета со смежниками на декабрь и I квартал следующего года. В условиях кризиса ликвидности более 50% выплат будет производиться векселями ВАЗа сроком погашения в 6 месяцев,пишет газета "Самарское обозрение". 11-12 декабря ОАО "АвтоВАЗ" проводил совещание со своими поставщиками первого уровня, на котором обсуждал проблемы расчетов с ними. Как сообщил СО источник, присутствовавший на совещании, руководство завода официально признало невозможность погасить существующую кредиторскую задолженность перед поставщиками, которая, согласно отчетности АвтоВАЗа за третий квартал текущего года, достигла отметки в 25,96 млрд рублей. Руководство завода просило смежников с пониманием отнестись к сложившейся ситуации и не прекращать поставки на ВАЗ. Рассчитываться по долгам завод собирается уже в 2009 году.
Учитывая неблагоприятную конъюнктуру рынка и невозможность привлечения достаточного для расчета со смежниками числа кредитов, АвтоВАЗ предложил смежникам новую схему расчета, вернувшись к давно забытой схеме выпуска векселей. За декабрьские поставки автозавод обещает рассчитаться со смежниками, исходя из соотношения: 35% -чистыми деньгами, 15% - по факторинговым схемам будут выплачены банком (каким - на совещании не уточнялось), и еще 50% будут погашены 6-месячными векселями АвтоВАЗа. В январе ВАЗ планирует рассчитываться на 65% банковскими векселями со сроком погашения 6 месяцев (опять же название банка не уточняется) и на 35% деньгами. В феврале схема выплат будет такая же, только векселя будут сроком уже на 3 месяца, к марту изменится и соотношение векселей к денежным средствам: уже 50% выплат за поставки смежникам обещают отдать деньгами. А к апрелю - и вовсе вернуться к привычной системе денежных расчетов. По мнению аналитиков, не все поставщики ВАЗа смогут выдержать работу по данной схеме. "Для поставщиков автозавода, конечно, переход на такую схему расчета будет болезненным, -полагает аналитик ОАО ИК "ЦЕРИХ Кэ-питал Менеджмент" Роман Ткачук. - В условиях недоступности кредитных ресурсов и удорожания денежных средств на финансовых рынках оплата векселями может значительно сократить оборотные средства, которыми располагают поставщики ВАЗа. Это приведет к сокращению объемов производства. Кто-то из поставщиков попросту не выдержит таких условий и свернет производство совсем". По мнению аналитика ИК "БрокерКредитСервис" Севастьяна Козицына, выплаты, более чем на 50% проводимые векселями, и невозможность погашения ВАЗом уже накопленных долгов перед поставщиками приведут к выбыванию оборотных средств у поставщиков первого круга, что, в свою очередь, приведет к тому, что они будут неспособны расплатиться со своими поставщиками. "Пойдет цепная реакция, - пояснил он, - это приведет к тому, что векселя будут продаваться кому-то с определен-ным дисконтом, чтобы освободить средства". По словам. Козицына, размеры дисконта будут зависеть от анонсированной доходности по ценным бумагам. "При нынешней конъюнктуре финансовых рынков дисконт составит, скорее всего, 20% и более", - предполагает аналитик.
Сами поставщики неоднозначно оценивают работу по предложенной схеме. "Это не первый кризис, который переживает страна, и АвтоВАЗ в частности, - прокомментировал СО Сергей Новосельцев, генеральный директор ОАО ЕЗРА. – Все промышленники в тяжелом положении, и в текущих условиях просто необходимо идти навстречу друг другу. Безусловно, идея перехода на такую схему расчетов мне не нравится, но это вынужденная мера, на которую идет АвтоВАЗ". "Все поставщики ВАЗа в одной упряжке, так что, думаю, все согласятся на работу по предложенной схеме", - предположил Дмитрий Савенков, генеральный директор ЗАО "Мотор-супер". Однако не все смежники ВАЗа столь оптимистичны в своих оценках. Источник в руководстве одного из крупных поставщиков ВАЗа отнесся к предложенной схеме расчетов весьма негативно. По его словам, в ходе данного мероприятия собрались поставщики 1-го уровня. "А есть еще поставщики 2-го уровня, им не идут платежи месяца два. Там много небольших производств, уже не выдерживающих нагрузки, а рассчитываться с ними поставщикам 1 -го уровня в сложившихся условиях нечем". Эта ситуация в конечном счете, по мнению аналитиков, приведет к сокращению объемов производства как поставщиками, так и самим ВАЗом. "Не думаю, что сегодня поставщики ВАЗа смогут отказаться от работы с ним -это будет означать для них полную остановку, потому что сегодня найти новые рынки сбыта практически невозможно, - пояснил Дмитрий Шустерняк, генеральный директор ЗАО "ФинЭкс-пертиза Консалтинг". - ВАЗу в нынешних условиях искать новых поставщиков тоже не представится возможным. Придется работать с теми, кто выдержит предложенные условия работы. Думаю, ВАЗом будет пересмотрен список поставщиков, с которыми ведется работа сейчас: от работы с кем-то завод сможет отказаться вообще, для других же придется искать индивидуальный подход на основе финансового анализа состояния поставщика и возможностей ВАЗа".
Затовариваются кредитами
На протяжении последних кварталов можно отчетливо наблюдать рост долговой нагрузки АвтоВАЗа. Кредиторская задолженность АвтоВАЗа растет не только перед поставщиками. АвтоВАЗ продолжает брать кредиты, а также работать на рынке публичных заимствований. На заседании совета директоров ОАО "АвтоВАЗ" в минувший вторник было принято решение о выпуске пяти серий биржевых облигаций общим объемом 5 млрд рублей. Параметры всех 5 выпусков совпадают: эмитент выпускает 1 млн бумаг номиналом 1 тыс. рублей. Срок обращения каждого из выпусков -1 год. Бумаги будут размещены по открытой подписке по номиналу. В настоящее время в обращении находятся три годовых выпуска биржевых облигаций ОАО "АвтоВАЗ" на 1 млрд рублей каждый - серии БО-02, БО-03 и БО-04, первый выпуск бумаг был погашен 24 сентября этого года. Ранее сообщалось, что АвтоВАЗ намерен привлечь 20 млрд рублей за счет выпуска корпоративных и биржевых облигаций. Компания вела переговоры о том, чтобы эти бумаги выкупило правительство РФ. Однако пока положительного ответа от госструктур получено не было. Тем временем государство оказывает поддержку автогиганту посредством предоставления кредитов через государственные банки. Недавно заводу была открыта кредитная линия банком "Глобэкс", принадлежащим теперь Внешэкономбанку: пока ВАЗ получил от банка 3 млрд руб. на пополнение оборотных средств. До этого, также в декабре, ВТБ тоже одолжил тольяттинскому автогиганту 4 млрд рублей. До этого, по состоянию на 30 сентября, согласно отчетности предприятия, общий объем кредиторской задолженности предприятия составлял 67 млрд рублей. По одному из кредитных договоров АвтоВАЗ должен исполнить обязательства 24 декабря текущего года - заводу предстоит вернуть банку ВТБ 6 млрд рублей.
Копят в зиму
Дилеры ВАЗа снова заметили рост объемов затоваривания в товаропроводящей сети завода. Как пояснил СО Юрий Целиков, член совета Международной ассоциации дилеров ВАЗа, количество нераспроданных автомобилей на АвтоВАЗе приблизилось к 120 тысячам, на "GM-АвтоВАЗе" к 10 тысячам машин. "Это одна из причин, по которой завод останавливает выпуск автомобилей на 3 недели, - пояснил Целиков. - Для производства это не смертельно, это можно назвать лечебным голоданием для завода Начали осваивать новые технологии реализации автомобилей, например торги через Интернет". Переходящий остаток машин 2008 года будет, по прогнозам, равен 130 тысячам автомобилей. Причем введение новых пошлин на иномарки и 3-недельная остановка конвейера, по мнению аналитиков, все равно не смогут решить проблему затоваривания в таких объемах. "Введение пошлин ВАЗу не поможет: те, кто хотел купить иномарку, все равно не предпочтут ей вазовскую машину, - пояснил Дмитрий Шустерняк, - поэтому введение новой схемы расчетов с поставщиками, которое несомненно приведет к сокращению объемов производства, может, даже и сыграет на руку ВАЗу, доведя эти объемы до уровня платежеспособного спроса"/
Назад в 90-е
Выпуск векселей создаст рынок компаний-перекупщиков долговых обязательств ВАЗа. Как отмечают эксперты СО, по сути, АвтоВАЗ не придумывает ничего нового: схемы расчета предприятия с поставщиками векселями имели место в 90-е годы. Появление векселей тогда дало старт целому направлению бизнеса, строившемуся на оперировании долговыми обязательствами автогиганта посредством использования схем различных взаиморасчетов. Впоследствии эти схемы привлекли внимание силовых структур и послужили поводом к возбуждению целого ряда уголовных дел, фигурантами которых выступали довольно значимые лица в области и в России. Появлялись целые структуры, которые получали прибыль от работы с векселями - их скупок с дисконтированием. Муниципальные и областные власти также не желали оставаться в стороне. Так, например, администрацией г. Тольятти была создана "Муниципальная финансовая компания" (МФК), которая изначально занималась управлением муниципальным пенсионным фондом. Широкую известность компания получи-ла после того, как в 1996 году деятельность компании получила новое направление. Инициаторами его стал мэр Тольятти Сергей Жилкин, а также коммерсанты-выходцы из компании "Лада-Брокер" Владимир Ягутян и Максим Вайнштейн. Первый дал добро, а последние разработали схемы работы с векселями АвтоВАЗа, которыми тогда автозавод рассчитывался по налогам. Первая схема действовала в рамках соглашения мэрии и АвтоВАЗа. МФК, как агент мэрии, "обналичивала" векселя автомобилями, которые продавались на тольяттинской площадке дилерам под банковские гарантии. Объемы продаж дилерам достигали 1 тыс. автомобилей в месяц. "Зачастую торговали дилерам в убыток. Отпускная цена тогда не была привязана к рынку. Уход в минус мог достигать 20%", - пояснял некогда СО Максим Вайнштейн. Вторая схема действовала параллельно. МФК эмитировала свои векселя, которые передавали мэрии, которая, в свою очередь, передавала их бюджетополучателям. Те могли либо дожидаться их срока погашения, либо получить кредит под них в банке, либо продать. Вспомнили взаиморасчеты с ВАЗом областным властям во время атак силовых структур на "Белый дом" в 2002 году. Бывшему губернатору Константину Титову пришлось даже выдержать прессинг со стороны прокуратуры, касавшийся истории 1994-1995 гг. Тогда ВАЗ отгрузил одному из своих на тот момент главных партнеров, ЛогоВАЗу Бориса Березовского, 2033 автомобиля. Общая стоимость автомобилей составляла 60 млрд неденоминированных рублей. Никакого возврата средств со стороны ЛогоВАЗа не последовало, из-за чего возник конфликт между фактическим хозяином ВАЗа Владимиром Каданниковым и Борисом Березовским. В конце концов стороны нашли схему погашения долгов, в которой фигурировали обязательства ВАЗа перед бюджетом области и обязательства ЛогоВАЗа перед ВАЗом. Произошел своего рода взаимозачет обязательств, в ходе которого ВАЗ списал задолженность ЛогоВАЗа в счет налоговых платежей в бюджет области, область на эту сумму недополучила налогов, но компенсировала их акциями ЛогоВАЗа на сумму в 60 млрд рублей. После этого в составе совета директоров ЛогоВАЗа появился вице-губернатор Андрей Калмыков.



Металлиндекс (аналитический проект интернет-портала "Металлопрокат.ру")


Материалы по теме:
05/10/2023Долги "Уралвагонзавода" за металлопрокат ММК достигли 253 млн рублей

Версия для печати: http://www.metalindex.ru/news/2008/12/17/news_12578.html?template=23
Российский Союз Поставщиков Металлопродукции  
© 2000-2024
Рейтинг@Mail.ru