
После долгого перемирия конфликт между ОАО "Российские железные дороги" и Минтрансом снова обострился. Минтранс обнародовал предложения по корректировке реформы ОАО РЖД, предполагающие передачу парка госмонополии частным операторам, списание всех вагонов с истекшим сроком эксплуатации и создание независимого центра управления грузопотоками. ОАО РЖД назвало предложения Минтранса "категорически неприемлемыми", заодно обвинив министерство в искажении фактов,пишет "Коммерсантъ". Межведомственная комиссии по вопросам реализации структурной реформы на железнодорожном транспорте обсудила меры по снижению влияния кризиса на железнодорожный транспорт, говорится в сообщении Минтранса. Ведомство предлагает вывести из состава ОАО РЖД весь инвентарный парк вагонов (443 тыс. штук), разделить его на лоты от 30 тыс. вагонов и предложить частным операторам в аренду с правом последующего выкупа. В случае неудачи ведомство предлагает "рассмотреть вопрос о создании второй грузовой компании" и передать вагоны ей. Все вагоны парка ОАО РЖД с истекшим сроком службы (их 138 тыс.) Минтранс в целях экономии предлагает полностью вывести. Помимо этого ведомство предлагает установить "недискриминационный" порядок планирования перевозок, "исключающий возможность в одностороннем порядке изменять принадлежность заявляемого к перевозке подвижного состава", а в связи с ростом объема перевозок массовых грузов предлагает увеличить вагонную составляющую в тарифах на их перевозку. ОАО РЖД опубликовало резкое ответное сообщение, в котором обвинило Минтранс в предоставлении неверных фактов. Выведение вагонов с просроченным сроком службы, по мнению ОАО РЖД, приведет к искусственному дефициту вагонов ко второй половине 2009 года. Увеличение вагонной составляющей будет стоить монополии 40 млрд руб. доходов. Новый порядок планирования перевозки грузов ОАО РЖД расшифровывает как "создание координационного органа по диспетчеризации грузопотоков" и считает риском для национальной безопасности. Взамен монополия предлагает создать общественный наблюдательный совет и ввести биржевое заключение сделок на предоставление вагонов. Предложение о передаче вагонов ОАО РЖД частным операторам госмонополия считает требующим доработки, поскольку оно не предусмотрено ни одним нормативным актом. Конфликт между ОАО РЖД и Минтрансом вокруг реформы железнодорожного транспорта вышел наружу впервые после 2007 года, когда принимался план создания монополией Первой грузовой компании. Участники рынка неоднозначно оценивают и предложения Минтранса, и реакцию ОАО РЖД, положительно реагируя лишь на увеличение вагонной составляющей, которое повлечет рост их доходности.