 На прошлой неделе китайская таможня опубликовала данные по экспорту стальной продукции из КНР за май 2008 г.  Согласно приведенной статистике, экспорт стальной продукции вырос по сравнению с апрелем на 16% до 5,56 млн т - рекордный показатель начиная с июля 2007 г.
Всего за первые 5 месяцев 2008 г экспорт стальной продукции снизился на 20,8% (здесь и далее все изменения отнесены к соотв. периоду 2007 г, если иное не указано явно) до 21,72 млн т. Экспорт заготовки в мае составил 10000 т. Импорт стальной продукции в КНР в мае составил 1,34 млн т, при этом импорт заготовки составил 20000 т. Импорт железной руды в мае составил 38,91 млн т (-9,09% к апрельскому рекордному показателю 2008 г). Экспорт кокса в мае из КНР составил 1,66 млн т. За первые 5 месяцев 2008 г экспорт стальной заготовки и кокса из КНР составил 110000 т (-96,9%) и 5,94 млн т (-11,9%). Импорт стальной продукции, заготовки и железной руды в КНР за первые 5 месяцев 2008 г составил 7,02 млн т (-3,5%), 80000 т (-29,3%) и 19,6 млн т (+19,6%) соответственно.
По мнению многих участников и аналитиков рынка, рост экспорта стали из Китая в мае отражает рост цен на нее на мировом рынке, который является дополнительным стимулом для китайских производителей экспортировать больше продукции. Более того, многие трейдеры и аналитики предсказывают дальнейший рост экспорта стали из КНР в последующие месяцы. Так, по мнению специалистов австралийского банка Macquarie, мировой рынок нуждается в китайской стали, при этом, с другой стороны, Китай нуждается в наращивании экспорта из-за того, что сталелитейная промышленность этой страны разрослась до огромных размеров. Банк полагает, что несколько месяцев относительно слабой торговли со стороны китайских экспортеров стали привели к сокращению предложения на мировом рынке и подтолкнули цены вверх. Кроме того, после недавнего землетрясения китайские власти призвали производителей попридержать внутренние цены, на что может последовать или уже последовала естественная реакция - дополнительное наращивание объема экспорта, тем более, что предприятиям необходимо компенсировать растущие производственные расходы из-за удорожания кокса и железорудного сырья.
Как известно, в апреле 2007 г Пекин отменил возврат экспортного НДС и ввел пошлины на сталь для того, чтобы замедлить или даже сократить объемы вывозимой стали. Вопрос тогда приобрел ярко выраженный политический окрас. Однако, по мнению трейдеров, не стоит ждать от китайских властей ничего подобного в ближайшей перспективе.
Несмотря на то, что объем импорта железной руды снизился в мае по сравнению с предыдущим месяцем на 9%, он все же оказался весьма значительным по историческим меркам. В мае Китайская ассоциация производителей чугуна и стали призвала предприятия ограничить импорт железной руды после того, как ее запасы в портовых складах превысили объем в 80 млн т. Тем не менее, многие сталелитейные заводы в КНР продолжает наращивать запасы ЖРС (железорудное сырье), поскольку уверены, что сильный спрос на него сохранится в ближайшие месяцы, коль скоро природоохранные регуляторы в КНР проводят своего рода "зачистки" среди местных добывающих предприятий в период подготовки к проведению летних Олимпийских игр в августе. Как известно, Пекин ввел серьезные ограничения на использование взрывчатых веществ (ВВ), столь необходимых для ведения горных работ. Это дает участникам рынка все основания полагать, что сталелитейные заводы пострадают в меньшей степени от этих "зачисток", чем горнорудные предприятия. Официальная причина ограничений на использование и продажу ВВ, которую в качестве основания приводит Пекин - опасность терактов в период проведения Олимпийских игр. Неясность исхода затянувшихся переговоров по долгосрочным контрактным поставкам ЖРС на китайские предприятия со стороны австралийских компаний также вносит неопределенность и, возможно, нервирует местных производителей, заставляя их на всякий случай затовариться заранее. Как известно, Rio Tinto и BHP Billiton настаивают на так наз. фрахтовой премии, которая отчасти компенсирует разницу в ценах между австралийским и бразильским ЖРС. Если стороны не придут ни к чему до июля, то далеко не ясно чем все может закончиться, поскольку старые контракты к тому времени истекут. Ранее Rio уже грозилась тем, что начнет продавать все объемы руды на спот-рынке по текущим ценам.

|
|