
Петербургский производитель дизелей — завод «Звезда» намерен поставлять двигатели белорусскому БелАЗу, выпускающему карьерные самосвалы. Условия сотрудничества предприятий будут проработаны до конца текущего года. Эксперты сомневаются в успехе начинания «Звезды», предупреждая, что у потребителей есть серьезное предубеждение против двигателей российского производства.

ОАО «Звезда» — крупнейший в России производитель легких компактных высокооборотных дизельных двигателей многоцелевого назначения. Предприятие работает с 1932 года, входит в финансово-промышленную группу «Скоростной флот». В состав группы также входят ЦКБ по судам на подводных крыльях им. Р.Е. Алексеева, судостроительный завод «Волга», ОАО «Редан», ЦКБ «Нептун» и Свирская судостроительная верфь. Выручка «Звезды» в 2007 году составила, по предварительным оценкам, 1 млрд руб. На 2008 год запланировано увеличение объема реализации до 1,3 млрд руб.

«Звезда» уже работает с белорусскими компаниями, в частности с Белорусской железной дорогой (БЖД). За три года петербургский завод поставил БЖД двигатели на дизель-поезда на сумму более 150 млн руб. Работу с БелАЗом на «Звезде» называют новым направлением деятельности на белорусском рынке. Согласно сообщению предприятия, производителю карьерных самосвалов планируется поставлять двигатели мощностью от 500 до 1100 л.с. Технико-экономические требования к новым двигателям, необходимые объемы и условия будут проработаны сторонами до конца 2008 года.

Получить комментарии на БелАЗе о перспективах сотрудничества со «Звездой» вчера не удалось. Согласно информации предприятия, сейчас самосвалы в основном комплектуются германскими двигателями MTU и американскими Cummins. Однако качеством некоторых моделей поставляемых двигателей руководство БелАЗа недовольно. Согласно опубликованному на сайте компании интервью генерального директора завода Петра Пархомчика, в 2006 году завод получил 394 претензии в связи с выходом из строя самосвалов, в первом полугодии 2007 года — 181. При этом 45% претензий приходится на качество комплектующих изделий, в том числе двигателей.

Эксперты скептически оценивают перспективы поставок двигателей «Звезды» на БелАЗ. «Разработка подобного двигателя с нуля займет годы и обойдется очень дорого, — полагает Олег Артамонов, генеральный директор ЗАО «Яровит Моторс». — Кроме того, у потребителей есть очень большое предубеждение против двигателей российского производства и продвинуть такую продукцию будет нелегко». По его словам, серьезный завод обязательно будет требовать от поставщика сразу же крупных и, главное, стабильных поставок, что новому производителю добиться будет крайне трудно. Самый простой путь, по которому может пойти «Звезда», — покупка лицензии на производство двигателей и загрузка мощностей по аналогии с китайской моделью, говорит г-н Артамонов.

«Неразрешимых задач в технике нет, вопрос лишь в деньгах и времени, — более оптимистичен заместитель директора КамАЗа по развитию Ирек Гумеров. — Современных двигателей такого класса в России сейчас нет, и в принципе задача поставлена верно».